Можно по-разному относиться к Советскому Союзу и идеологии, присущей его режиму. Однако следует признать, что позднесоветское военное начальство хорошо знало свое дело. Особенно на передовой: в войне в Афганистане, которая длилась почти десять лет, советская армия потеряла около 13 300 бойцов.
Это не маленькая цифра, но потери были бы во много раз больше, если бы не командиры, которые самоотверженно выполняли свои обязанности, не подвергали своих солдат ненужной опасности и показывали пример мужества и значения самопожертвования. Мы расскажем вам об одном из таких командиров.
Николай Васильевич Кравченко родился в Омске в 1952 году. Его отец участвовал в Великой Отечественной войне, а мать работала в школе. Он решил стать военным и поступил в Высшее военное командное училище в Рязани, после окончания которого в 1974 году служил переводчиком в разведывательном подразделении 98-й гвардейской воздушно-десантной дивизии Одесского военного округа.
Однако в 1976 году его перевели в 299-й гвардейский воздушно-десантный полк в Волграде, Украина, где он начал работать командиром взвода и был повышен до командира роты; в 1981 году его перевели в 345-й воздушно-десантный полк, дислоцированный в Баграме, Демократическая Республика Афганистан, где он стал командиром роты.
В 1984 году 345-й полк принял участие в крупной операции на границе с Пакистаном. Целью операции был прорыв блокады Ургунской долины. Полк должен был пересечь единственную дорогу в ущелье, которая шла вдоль реки. Дорога подвергалась обстрелу со всех сторон. Кроме того, вдоль дороги было установлено множество мин.
Передовой отряд десантников под командованием капитана Кравченко медленно, километр за километром продвигался по ущелью, занял господствующий холм и расчистил дорогу для основной колонны Через неделю дорога была расчищена. Основные силы очистили долину, уничтожили большой лагерь душманов и заняли склад оружия. За эту операцию капитан Кравченко был награжден орденом Красной Звезды.
В конце концов, офицер снова доказал свою силу: в 1984 году советское командование решило провести третью крупную операцию в долине Панджшахр, направленную на уничтожение лагеря Ахмад Шах Масуда. Во время перемирия силы Масуда укоренились в этом районе и снова напали на советские колонны на шоссе Кабул-Хаатон.
19 мая 1984 года 1-й батальон десантников 345-го полка собирался покинуть Панджшахрское ущелье после выполнения очередного задания, когда попал в засаду. Нападение дорсиманских сил было неожиданным. Силы Досимана находились на своей территории, занимали возвышенности и хорошо работали вместе. Батальонный медик Евгений Козлов также был убит вражеским снарядом.
2-я рота понесла тяжелые потери. Кроме того, батальон потерял управление. Командование принял капитан Кравченко. Он отстреливался от солдат, стрелявших по десантникам, иногда выбивая их с позиций.
Он быстро принял командование ротой и сумел вытеснить противника с холма, восстановить связь с полком и организовать эвакуацию раненых. Батальон организованно вышел из засады с минимальными потерями. (Из протокола о присвоении Николаю Васильевичу Кравчику звания Героя СССР).
Душник явно не ожидал такой реакции. За эту операцию капитан Кравченко был удостоен звания Героя Советского Союза. И он доказал, что достоин этого звания во многих последующих случаях. Вместо того чтобы отсиживаться в тылу, капитан Кравченко участвовал во многих операциях: осенью 1984 года его БТР подорвался на мине в ущелье Нигербу. Кравченко перенес тяжелый шок, но от госпитализации отказался.
В феврале 1985 года закончилась его служба в Афганистане. Он был направлен в 98-ю гвардейскую воздушно-десантную дивизию в Кишиневе в качестве командира батальона. Кравченко окончил Военную академию имени Фрунзе. На момент распада Советского Союза он был заместителем командира 23-го отдельного корпуса обслуживания в Кременчуге.
Николай отказался присягать на верность Украине и был переведен в Сибирский военный округ, где в 1993 году ему было присвоено звание полковника. В настоящее время он возглавляет кадетское подразделение в Омске. Это храбрый офицер, который знает, как передать свои знания новому поколению.