Найти тему
Замполит8888

Бессмысленный «кровавый понедельник» 9 января 1956 года в Новороссийске

Оглавление
Вид на город Новороссийск
Вид на город Новороссийск

В своих черновиках к «Капитанской дочке» А. С. Пушкин записал: «Не приведи Бог видеть русский бунт — бессмысленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердные, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка — копейка». Великий поэт знал про то, о чем говорил. Проблематику «русского бунта», в своё время Пушкин исследовал досконально, в силу своих возможностей.

1956 год Н.С. Хрущев в Новороссийске
1956 год Н.С. Хрущев в Новороссийске

«От веры к бунту – лёгкий миг один…» Омар Хайям

Благородный порыв не был присущ мятежникам, счеты с властями сводили варварскими методами. Жестокие расправы над оказавшимися в руках бунтарей, не были из ряда вон выходящей практикой. В свою очередь власти, подавив мятеж, платили повстанцам той же монетой, проворачивая «кровавое колесо» жестокости по новому кругу. И, конечно, меньше всего милосердия от властей могли ожидать те, кто являлись зачинщиками бунтов.

Стихийные народные бунты имеют в нашем историческом прошлом давнюю традицию. Был в истории России даже «Бунташный XVII век». Не стало исключением из такой практики и советское время. Зачастую первопричиной бунтов становились запредельно тяжёлые условия жизни народа. Полыхнуть могло в любом месте, а поводом становились какие-то злоупотребления власти. Нередко вовсе незначительные. Далее власти, как правило «наламывали дров» и «железным кулаком» крушили вокруг всё, что попадалось под руку.

Печально, но факт: многих потрясений можно было избежать, если бы власти могли заранее моделировать такое развития событий. Именно такая беда приключилась 9 января 1956 года, в городе Новороссийске. Начавшись с незначительной перепалки между хулиганами и горожанами, ситуация разрослась как «снежный ком». Помогли «разогреть» конфликт милиционеры, их противоречивые действия в сложной ситуации дорого стоили всем, кто вольно или невольно был причастен к трагическим событиям тех дней.

Милиция и дружинники на городских улицах
Милиция и дружинники на городских улицах

«Слепой случай меняет все». Вольтер

Хулиганы обычно выступали против мирных горожан. Граждане не только обращались к властям за защитой, но и нередко помогали им в борьбе с хулиганами. Однако случалось так, что при определенных условиях добропорядочные обыватели вставали в один ряд с местными хулиганами. Нечто подобное случилось вечером в понедельник 9 января 1956 года. Небольшая группа (15-18 человек) подвыпивших молодых людей, ради забавы перегородила площадь живой цепью. Прохожим не понравилась хулиганская выходка молодёжи.

Постовой милиционер
Постовой милиционер

Горожане делали замечания перегородившим, а те в свою очередь отвечали нецензурными оскорблениями, люди позвали постового милиционера, которому сразу же получил несколько ударов в лицо. Милицейский наряд задержал восемнадцатилетнего безработного дебошира. Когда хулигана отправляли в отделение милиции, была предпринята первая попытка отбить задержанного.

Первая попытка препятствовать действиям милиции была отбита правоохранителями. Но когда противоречия между милицией и толпой дебоширов уже начали сглаживаться, на улицу, где происходили драматические события, вышли кинозрители. В местном кинотеатре окончился киносеанс, и возбуждённая фильмом толпа вновь оказалась в центре других, но не менее интересных событий.

После окончания войны прошло чуть больше десяти лет, поэтому люди ы особенно остро относились к любой несправедливости и готовы были её защищать самыми решительными действиями. Плохо только то, что разбираться в том, кто прав, кто виноват не всегда доставало времени и особенно желания. Толпа вставала на сторону тех, кого «обижает власть» («народ не может ошибаться»). Вот так молодые хулиганы получили «народную» поддержку.

Бушующая толпа
Бушующая толпа

Бунт - лучший способ защиты

Кратно увеличившаяся возбуждённая толпа направилась к отделению милиции с намерениями отбить у милиции задержанного хулигана. Милиционеры не пошли на поводу у толпы, правонарушителя не выдали. Народ разбушевался, камни, и куски арматуры полетели в окна милицейского участка. Особо яростные бузотёры прорвались внутрь дежурной части, но попали под огонь из пистолетов. Так появились первые жертвы (один убитый и несколько раненых). Толпа пришла в замешательство.

Милиционеры тем временем переместились и укрепились в здании Госбанка. Бурлящая масса людей продолжала расти за счет криминального элемента, под шумок хотевших провернуть свои делишки. Начался активный погром центральной части города. Здание госбанка захватить не удалось, но зато разгромили и здание почты и еще одно отделение милиции. Среди милиционеров появились первые потери – умер один сотрудник от сердечного приступа. Ситуация достигала высшей «точки кипения».

Разгон бунтующей толпы
Разгон бунтующей толпы

Разгон мятежников

Всем стало ясно, штатными силами вопрос не решить. Так как толпа не шла на диалог с властями (скорее всего, власти сами не хотели общаться с бунтовщиками), решено было привлечь к подавлению волнений войсковые подразделения Новороссийского гарнизона и пограничников. Военным была поставлена чёткая задача: быстро и жёстко расчленить ядро мятежной толпы и разогнать бунтующих, и эта задача в короткий срок была полностью выполнена. Люди разбежались, оставляя за собой следы бессмысленного разгрома.

Сразу же было проведено всестороннее и тщательное расследование. По результатам следствия были определены, задержаны и сурово наказаны все зачинщики и особо активные участники бунта. Кроме того выяснилось, что в действиях милиции были досадные недочёты: достаточно было, в начале событий задержать 15 молодых хулиганов, перегородивших улицу и событие могло не случиться. Были отмечены системные ошибки городской администрации в работе с населением, но это совсем другая тема.

Кровавым итогом бессмысленной вспышки «народного гнева» было несколько смертельных случаев с обеих сторон. Ранено три милиционера и двое военнослужащих, со стороны мятежников раненых не считали. Возможно, потому что сами пострадавшие старались скрыть истинную причину травм по известным соображениям.

Волнения в Новороссийске 1956 года – это яркий пример бессмысленности выплеска народной ярости против властей. Но если бунт вспыхнул из-за пустяка, значит, причины на то зрели где-то в глубине. В тот раз «выхлоп» оказался пустым, а люди пострадали, как бы «не за что».

Бунт без смысла и пощады. Кому нужна такая беда?
Бунт без смысла и пощады. Кому нужна такая беда?