Найти тему
МуZей Победы

Построил тайную железнодорожную ветку в Сталинград. Железнодорожник Георгий Латунов

Оглавление
Георгий Григорьевич Латунов, источник фотографий: http://admpallas.ru/administraciya/socsfera/arkhivnyy-otdel/meropr/latunov/
Георгий Григорьевич Латунов, источник фотографий: http://admpallas.ru/administraciya/socsfera/arkhivnyy-otdel/meropr/latunov/

В годы войны снабжение советских войск проходило по железным дорогам: такой подход позволял быстро перевозить большие объемы грузов. При такой логистике узловые станции, где соединяются несколько веток, приобретают стратегическое значение: в случае ее уничтожения войска на фронте могли остаться без подкреплений, патронов и снарядов.

Артерия Сталинграда

Для Сталинграда ключевой узловой станцией была Верхний Баскунчак. На западе город уже был отрезан от железнодорожного снабжения. Станция на востоке оставалась единственным узлом, подконтрольным советским войскам. От нее теперь зависела судьба города.

-2

За работу станции Верхний Баскунчак отвечал Георгий Латунов. Он начал работать на железной дороге с 15-ти лет. За 20 лет службы Латунов прошел путь от станционного телеграфиста до начальника станции.

Семья Латунова, дочери Валентина, Алефтина и Серафима, жена Вера Ивановна и мама
Семья Латунова, дочери Валентина, Алефтина и Серафима, жена Вера Ивановна и мама

За считанные дни Георгий проводит реконструкцию станционных путей - это увеличивает возможности по переформированию составов. Теперь больше двадцати минут поезда на станции не задерживались.

«Стали отправлять составы не только днем, но и ночью, что в мирные дни считалось невозможным» - вспоминал Латунов.

Немецкие атаки

В августе 1942 года немцы вплотную подошли к Сталинграду. На станции Верхний Баскунчак был организован большой склад боеприпасов. Их разгружали с вагонов, а потом автомашинами или эшелонами доставляли в город.

-4

Немцы знали, как организовано снабжение города, поэтому на станцию совершались регулярные авианалеты. Во время очередной атаки одна из бомб угодила в паровоз, другая - в середину состава с боеприпасами, третья разрушила путь позади поезда. Снаряды в вагонах начали взрываться.

-5

Все сотрудники станции были отправлены на восстановление магистрали. Вместе с другими добровольцами Латунов расцеплял вагоны и вручную выталкивал их на перегон. Работа шла под разрывами падающих бомб. Как только самолеты улетели, вагоны снова собрали вместе и боеприпасы тут же были отправлены на передовую в Сталинград.

Построить обходную ветку

В следующих налетах станция была полностью уничтожена. Тогда было решено проложить новый путь в обход, и Латунова назначили строителем новой ветки. Эшелоны двигались по новому маршруту ночью, чтобы остаться незамеченными. Эта тактика сработала: немцы продолжали бомбить старые пути и станционные строения. Сталинград же получал свежие подкрепления и снаряды.

-6

За свой подвиг Георгий Григорьевич Латунов удостоен звания Героя Социалистического Труда.

-7

Узнать больше о героизме железнодорожников, красноармейцев и тружеников тыла вы сможете в экспозиции «Подвиг Народа».

#МузейПобеды #НашВыборПобеда #ПодвигНарода #Сталинград #ГеоргийЛатунов