Задумывались ли вы о том, когда появились уличные музыканты?
Миннезингеры
Слово «minne» означает любовь на средневерхненемецком языке. Искусство «миннезанг» подобно искусству труверов и трубадуров, но по-немецки выдержано. Эти парни воодушевленно воспевали рыцарскую бескорыстную любовь к своей Прекрасной Даме, не забывая о чувствах к Богу и о верности правителю.
Ваганты
Эти странствующие певцы были известны в Западной Европе в XI веке. Если житель раннего Средневековья умел красиво складывать слова и петь, он подавался в ваганты. Иногда к ним причисляют французских жонглёров, немецких шпильманов, английских менестрелей. Все они – слуги муз Эвтерпы, Терпсихоры и Эрато.
Но самыми первыми вагантами были церковники, после к ним присоединились студиозусы европейских университетов, а потом и обычные горожане пробовали снискать славы на этом поприще. Нередко среди них скрывались беглые монахи. Ваганты ценили сокровища античного мира: в любовной лирике встречались образы Амура, Венеры, нимф и сатиров. Именно эти веселые парни смели пародировать религиозные литургии.
Среди произведений студенческий «Гаудеамус» — вполне себе пример застольной вагантской песни. И даже «Песенка студента», которая начинается со слов «Во французской стороне», — это вольный перевод одной из песен «Кармины Бураны» двенадцатого века, «Hospita in Gallia», сделанный Львом Гинзбугом.
Трубадуры и труверы
Трубадуры, бродившие по благодатным землям южной Франции, северной Италии и Испании в XI-XIII веках, были настоящими социальными и религиозными активистами своего времени. Пели они на провансальском языке, их творчество вдохновляло Данте и Петрарку. Они часто выступали вместе с жонглёрами, соревновались в искусстве друг с другом и жили за счет благосклонности феодальных дворов, куда приезжали музицировать, петь и лицедействовать. Но с расцветом инквизиции, после альбигойского крестового похода, они практически исчезли.
Труверы — романтичные французы XII-XIII веков. Поначалу действовали анонимно. Народная поэзия и обряды вдохновляли труверов на создание трогательных любовных песен на старофранцузском языке. Пастораль, эмоциональность, нежность и лиричность – отличительные черты мелодий юного движения труверов. Более зрелые музыканты в разгар эпохи создают куртуазную поэзию. Культ Прекрасной Дамы берет верх, трувера становятся похожи на трубадуров.
Песни и стихотворения труверов часто были вычурными, понятными узкому кругу посвящённых.
В середине XIII века труверская мода снова меняется. Стихотворения и песни становятся рациональнее, в них заметно больше религиозности. Образ Дамы сливается с образом Девы Марии.
Скальды
Бродячие певцы и сказители северной Европы радикально отличаются от всей вышеперечисленной братии. Известные скальды бродили тропами Европы с IХ по XIV век. Исландцы и норвежцы говорили о том, что видели сами или слышали от ближних. В том изрядное отличие от творчества их южных собратьев, которые не гнушались красного словца. Поэзия скальдов – медленная, долгая, как скандинавские зимы. Она охватывает целый мир, рассказывая про походы, славные битвы, давнюю историю великих викингов.
Бандуристы и кобзари
Думая про кобзаря, мы представляем немолодого певца, умудренного жизненным опытом. Он странствует, чтоб говорить с людьми о людях. Музыка и поэзия бандуристов и кобзарей рассказывала про войны, героизм, любовь, боевую славу и быт. Их преследовали в периоды становления Украины, как политически активных деятелей. Зато теперь это традиционно уважаемая народом профессия. Сегодня в Украине есть Национальный Союз Кобзарей, а исполнителей с древним струнным инструментом можно увидеть как на сценах, так и на улицах.
Менестрели
Слово «менестрель» — едва ли не самое популярное определение бродячего музыканта. На это изрядно повлиял литературный жанр «фентэзи» и настольные ролевые игры «Dungeons & Dragons». Но само слово ministerialis означает «слуга». А средневековые менестрели не так уж часто выступали в тавернах.
Так называли профессиональных поэтов-музыкантов, мужчин и женщин, в периоды Средневековья и раннего Возрождения. А вот в средние века менестрели служили у сюзерена, и к бродячим музыкантам отношения не имели. Изредка слово обозначало труверов и жонглёров, иногда было едва ли не ругательством, обозначая человека «низшего сорта». А в романтической европейской литературе XIX века менестрелями называли поголовно всех средневековых певцов.
В XIV веке во Франции менестрели добиваются признания, и официально выступают на балах и приемах, в то же время организовывают свои цеха. В Париже с 1407 года существовало «Братство святого Юлиана», покровителя жонглёров, и большинство музыкантов желало присоединиться к модному объединению. Ещё одна менестрельная «корпорация», гильдия «Менестрандиза», действовала с 1321 по 1776 год. Своим указом гильдия допускала менестрелей к заработку или запрещала выступления. Такие права в 1659 году ей выдал король Людовик XIV. Заплатил пошлину Менестрандизе – играй.
Шарманщики
С развитием индустриализации вопрос музыки, звучащей на дорогах, не утих. Настоящим символом европейских уличных музыкантов XIX – начала XX века стали шарманки. Французская «Charmante Catherine» — песня, под которую часто «затачивали» инструмент, способный исполнить всего несколько мелодий. Поэтому в России этот инструмент называли иногда катаринкой.
Во Франции это — Orgue de Barbarie, «орган Барбери», в честь одного из производителей, хотя есть версия, что слово Barbarie имеет прямое отношение к варварам.
В Европе жители и трущоб, и приличных районов прислушивались к нестройным вальсам, известным танцевальным и народным мелодиям, звучащим из разноцветных деревянных коробок. Не нужно было быть талантливым музыкантом, достаточно было крутить ручку инструмента. Были шарманщики и в США XIX века. Сложно не вспомнить папу Карло из книги «Золотой ключик или Приключения Буратино» Алексея Толстого.