Санкции ударили по российской экономике. В августе ЦБ РФ опубликовал три сценария, которые прогнозируют её развитие. Согласно базовому сценарию, в этом году ВВП России упадёт на 4-6%, а товары и услуги подорожают на 12-15 процентов. Эффект от таких перемен двойственный. Часть компаний уходят с рынка, часть — использует внутренние резервы, адаптируется и извлекает выгоду.
Удар пришёлся и по транспортной логистике. Денис Китушкин, основатель «Очаковской Логистической Компании», совместно с директором предприятия по связям с общественностью Владимиром Криворучко, рассказали, как изменился этот сегмент в целом и сборные перевозки в частности.
Состояние рынка
Март и апрель 2022 года напомнили начало пандемии COVID-19. Резко вырос спрос на продукты питания долгого хранения: крупы, каши, макароны, а также на товары первой необходимости. Торговые сети стали делать больше заказов у поставщиков. Это и привело к рекордному росту объёма перевозок, который продлился до апреля. Сейчас он соответствует сезону.
В апреле «Очаковская Логистическая Компания», вместе с 20,000 других представителей торгового и производственного бизнеса, участвовала в выставке TransRussia 2022. «Возите ли вы грузы из Китая?» — такой вопрос от потенциальных клиентов мы слышали чаще всего. Предприниматели паниковали, и понятно, почему. Через 4 месяца все успокоились, а среда адаптировалась к новым условиям. Сегодня наши клиенты перевозят столько же товара, как и в последние 3-5 лет.
Тем не менее, партнёры-автоперевозчики и транспортное подразделение «Очаковской Логистической компании» столкнулись с двумя проблемами. Грузовики простаивают из-за перебоев в международных перевозках, а спрос на перевозку товара между городами России упал.
Реакция перевозчиков
Демпинг — первая реакция транспортных компаний. Но он невозможен в долгосрочной перспективе: у автоперевозок на внутреннем рынке низкая маржинальность. Поэтому в июле цены вернулись на уровень начала 2022 года. На отдельных направлениях — Москва-Санкт-Петербург и других — тарифы растут. Растут цены и на юге России, где идёт сезонный вывоз овощей и фруктов. Интересно, что цена на автоперевозку между регионами, исключая столицы, а также стоимость перевозки в городе в первой половине года не снижались.
А что изменилось?
Рынок больше не прощает ошибок. Теперь графики междугородней доставки формируются не к определённому дню, а к определённому часу. Ужесточаются требования к качеству. На первый план выходит умение договариваться с клиентами и партнёрами, гибкость ценовой политики.
Мечта о долгосрочных тарифных планах в транспортной логистике — это профанация. Договорённости по ценам на перевозки держатся несколько месяцев, не более.
После санкций растёт спрос на сборные перевозки грузов. Продавцы постоянно конкурируют друг с другом, а покупательский спрос снижается. Это вынуждает игроков на рынке продавать маленькими партиями, искать клиентов в других регионах.
Складские операторы стали чаще запрашивать услуги складской логистики. Раньше в России думали, что искать склад на стороне нужно, если у бизнеса маленький объём хранения и складской обработки. Предприниматели хотели быть независимыми: строили свои складские комплексы, нанимали туда сотрудников, закупали грузовики. Они не обращали внимания на международные компании, которые сразу передавали на аутсорсинг складскую и транспортную логистику. Российский бизнес ещё учится считать, понимая, что компания зарабатывает на своих преимуществах, а второстепенные процессы часто нерентабельны.
Прогноз
Несмотря на то, что логистика выполняет сервисную функцию: помогает производителю доставить товар в срок, на ней держатся экономические, социальные и даже политические процессы. Если не будет транспортных компаний, на заводах будет застой, а в городах — дефицит товара. Это объясняет, почему логистика стала инструментом санкционного давления.
В 2023 году Россия будет торговать с Китаем и другими нейтральными странами. Поэтому:
1. Поставки товаров пройдут через Турцию, Иран, ОАЭ. Расширятся новые транспортные коридоры
Например, «Европа — Турция — Азербайджан — Дагестан». По этому маршруту пойдут грузы, которые попадали в Россию через Прибалтику, Польшу, Белоруссию.
2. Перевозчики выберут наземные маршруты, в том числе и для поставок из Европы.
Доставить товар на автомобиле, даже с перецепкой на границе, выгоднее и быстрее. В противном случае придётся везти груз до железнодорожной станции, грузить на поезд и только потом — снова разгружать и везти до склада получателя. Есть и другой, комбинированный вариант: морем до Турции, затем в порт Новороссийска по морю или на машине.
3. Вырастут железнодорожные поставки из КНР
Контейнеры попадут в Россию через порты Дальнего Востока комбинированной доставкой: морем и по железной дороге УКП, ускоренным контейнерным поездом.
4. На погранпереходах установят современную технику, добавят дополнительные места для проверки грузов
Это коснётся погранперехода с Азербайджаном, автомобильного пункта пропуска на границе с Грузией — через него в Россию попадают грузы из Азербайджана, Армении, Грузии, Турции, Ирана.
5. Контейнеры из Китая распределят между железнодорожными узлами Новосибирска, Екатеринбурга и Москвы
Сейчас львиная доля грузов из Китая попадает на склады столицы. Из-за этого задерживается обработка грузов.
6. Вырастет внутренний грузопоток с востока на запад
А города Сибири и Дальнего Востока станут транзитными центрами.
#логистика #санкции #бизнес #предприниматели