Найти тему
ТРИКСТЕР | Научно о религии

"Богу - Божье, Кесарю кесарево" Что имел в виду Иисус

Оглавление

В евангелиях от Матфея, Марка и Луки приведена знаменитая фраза Иисуса "кесарю кесарево, Богу - Божие". Иисус произносит эту фразу в споре с фарисеями, когда те решили скомпрометировать его, задав вопрос - "нужно ли платить налог Кесарю?"

Считается, что если бы Иисус ответил "да", то в нем бы разочаровались иудеи, которые пытались бороться с римской властью. Если бы он ответил "нет", то это расценили бы как мятеж. Поэтому Иисус разделяет земную и божественную власть, и отвечает "кесарево кесарю, а Божие Богу". Но так ли все просто?

Иисус спорит с фарисеями о налоге.
Иисус спорит с фарисеями о налоге.

О культе императора в Римской империи

Самой доминирующей фигурой в Римской империи был император, а самым распространенным культом в городах восточного Средиземноморья был императорский культ. Усилия, предпринятые местными жителями в честь императора, включали жертвоприношения на алтарях, установку его статуй в храмах, учреждение посвященных ему священнослужителей, а также раздачу подарков, спонсирование игр или пиршества.

Одним из основных свидетельств культа императора являются монеты, усеянные по всей бывшей Римской империи. Археологи находят их по сей день.

Первым императором был Октавиан Август (31 г. до н.э. – 14 г. н.э.). Он больше всех сформировал политическую и религиозную культуру Рима. Любой, кто утверждал, что Иисус был ожидаемым мессией (христом), должен был конкурировать с широко распространенным утверждением, что Кесарь (император, Цезарь) был "Господом", "Господом мира", "Спасителем", "Избавителем", "Богом", "Сыном Бога" или "проявленным Богом". Именно так называли императора Римской империи. Данные эпитеты императора известны из литературных текстов, но только археология показывает, насколько широко они были распространены по всей империи и особенно в восточном Средиземноморье, будь то Греция, Турция или Сирия, те самые центры раннего христианства, где наиболее широко распространись евангельские тексты.

Двухметровая статуя Октавиана "Август из Прима-Порта", 1 век.
Двухметровая статуя Октавиана "Август из Прима-Порта", 1 век.

18-летний Октавиан, которому вскоре предстояло стать Августом и императором Рима, был приемным сыном убитого Юлия Цезаря. После этого убийства в Сенате в мартовские иды 44 года до н.э. молодой Октавиан выступил против убийц своего отца; в его арсенале были не только легионы, собранные за его собственный счет, но и еще более могущественная мифология, которая позволила ему позже править Римом.

После убийства Юлия Цезаря в небе появилась комета, Октавиан использовал ее в своих целях, и народ охотно принял это как апофеоз (обожествление) его отца. Божественный дух Юлия Цезаря вознесся, чтобы занять место среди богов. Октавиан повсеместно демонстрировал эту комету как укрепляющую его власть. Она была выгравирована на кольцах, вдавлена в глиняные оттиски печатей и дешевые стеклянные бусины, отчеканена специально на монетах, легенды о которых приводили к логическому выводу, что, если отец (Юлий Цезарь) стал Богом, то его сын является "Сыном Бога". Так возник латинский титул Октавиана "DIVI FILIUS" (DIVVS IVLIVS).

-3

Римский священный закон официально обожествил Юлия Цезаря в 42 году до н.э., а позже Октавиан был переименован сенатом в Августа (божественный, почитаемый, святой). Но Август был лишь первым в череде новых богов, поскольку божественный статус и сопутствующий титул передавались последующим императорам со все большей и большей легкостью. Их обожествление продолжалось в сокращенной форме на монетах и символизировалось заостренными солнечными лучами, исходящими из головы императора. Чеканка монет была одним из самых ранних средств пропаганды, и таким образом послание императора как бога было в буквальном смысле передано в руки всех подданных цезаря.

Теперь к словам Иисуса

Эти монеты помогают понять смысл фразы "кесарю кесарево, Богу - Божье", которое приводится в трех евангелиях. После того, как Иисусу принесли монету, он сначала спросил: "Кто на ней изображен, и чье на ней имя?", а затем посоветовал отдавать "кесарю кесарево, а Богу - Божье”.

Если взять во внимание, что Иисус играет словами и под маской "Бога-императора" имеет в виду библейского Бога, то таким образом он изящно выкручивается от провокационного вопроса фарисеев.

С другой стороны, ответ Иисуса является подрывным, если знать, что римские монеты провозглашали Цезаря Богом. Ведь Иисус не соглашается, что Цезарь является Августом (божеством) и Сыном Бога. Он разделяет Кесаря и Бога, тем самым сводя на нет божественный статус Кесаря. Иисус не призывает иудеев отказаться от налога светским властям, но и не признает императора Богом, что является религиозным мятежом.

-4

Источник: Jonathan L. Reed. Archaeological Contributions to the Study of Jesus and the Gospels. 2006.

Мои альтернативные площадки:

ВК: https://vk.com/trickster.blog
Ютуб:
https://www.youtube.com/c/ТРИКСТЕРрелигия/videos

Поддержать рублем:
https://www.donationalerts.com/r/bydantsev
https://yoomoney.ru/to/410019088369144