Девушка и бабушка. Стильная изысканная француженка и простая советская женщина. Именно в таком контексте часто обсуждают известные фотографии 1961 года, на которых изображены две первые леди двух мировых держав. Жаклин Кеннеди – икона стиля, образец вкуса, француженка, ставшая женой американского президента (а потом и греческого миллиардера). Нина Хрущева – немолодая супруга чудаковатого советского лидера, одетая в нечто, напоминающее бабушкин халат в цветочек. Но всё ли так однозначно?
Если сравнивать Нину Хрущёву с Жаклин Кеннеди, то в пользу первой говорят свидетельства современников о характере обеих женщин. По их словам, как личность Хрущёва сильно выигрывала у Кеннеди. Закрытая аристократичная француженка с трудом несла бремя публичности, потому что в реальности она была «вещью в себе».
Будучи женой американского лидера, Жаклин была вынуждена сохранять лицо и источать дружелюбие, но при этом она производила впечатление холодной и неприступной особы. Уже одним этим фактом она проигрывала харизматичной Хрущевой, которая отличалась энергичностью и душевной теплотой простой русской женщины.
Сравнивать их наряды и вообще образы – это как сравнивать тёплое с мягким, зелёное с твёрдым, а тяжёлое с красивым. Во-первых, наряд Хрущёвой – далеко не «бабушкин халат», а костюм из дорогой и качественной ткани. Во-вторых, на чёрно-белых фото имеет место искажение восприятия, за счёт которого узорчатая ткань смотрится «халатной» по сравнению с однотонным костюмом Кеннеди. В-третьих, между двумя женщинами разница не только в стиле и фигурах, но и в возрасте.
Фотографии сделаны во время визита советской делегации в Вену 4 июня 1961 года. Жаклин Кеннеди родилась 28 июля 1929 года, на момент встречи ей 31 год. Нина Хрущева родилась 14 апреля 1900 года, на момент встречи ей 61 год. То есть, между этими двумя женщинами 30 лет разницы. Стоит ли учитывать этот момент, сравнивая двух первых леди? Разумеется, стоит.
Говорят, что все познаётся в сравнении, поэтому одно и то же может выглядеть выигрышно или проигрывать в зависимости от того, что рядом. Сравним Нину Хрущеву с другой первой леди – Мэйми Эйзенхауэр.
Эта фотография сделана в 1959 году. Хрущёвой здесь 59 лет, Эйзенхауэр – почти 63. Кто более выгодно и достойно выглядит на этой фотографии? Выглядит ли Хрущева «советской бабушкой» на фоне американской модницы? У модных критиков возникнут вопросы скорее к образу первой леди Штатов, нежели к элегантной Нине Петровне.
Эту встречу, произошедшую за два года до венской, Жаклин Кеннеди позже описала в своей книге. Она тоже подметила, что Хрущёва выглядела гораздо лучше, чем Эйзенхауэр, которая не расставалась со своими бриллиантами, беззастенчиво выставляя напоказ всё своё богатство.
Кеннеди также отметила, что образы четы Хрущёвых на встрече в Вене были всего лишь умелой маскировкой. Оказалось, что провинциальная немолодая Нина Петровна понимала английскую речь и без помощи переводчика, а костюм был пошит из лучшей ткани, чем у самой Джеки.
Своим безупречным стилем Жаклин Кеннеди обязана дизайнеру русского происхождения Олегу Кассини, чьи наряды также носили Мэрилин Монро и Грейс Келли. Его ценили за творчество, в котором смешивалось влияние русских корней, итальянского вкуса и французского шика.
Перед встречей с четой Хрущёвых Кассини шепнул Жаклин, что с этими русскими надо держать ухо востро. Она это запомнила, приняла к сведению, поэтому внешнему виду и «бабушкиному халату» совсем не удивилась. По одежке встречают, одёжкой отвлекают, но не увлекают. Простая истина, которая доказывает состоятельность во все времена.