Традиционно, с плёночных времён портретными объективами считаются умеренные телеобъективы, где фокусное расстояние равно удвоенной диагонали кадра или чуть больше неё. Не менее важна и светосила, позволяющая эффектно размыть задний план и выделить главного героя.
Объективы для Canon EF и EF-S (зеркалки)
Canon EF 85mm f/1.4L IS USM
Объектив с самым классическим фокусным расстоянием, принадлежащий к топовой L-серии объективов Canon. Если вы профессиональный портретист и снимаете на Canon, то готовы поспорить, что у вас такой есть. Объектив даёт качественное резкое изображение даже на открытой диафрагме, обладает влагозащитой и встроенным стабилизатором изображения с эффективностью до 4EV.
В минусы объектива можно записать немаленький вес — почти килограмм — и высокую цену.
Canon EF 85mm f/1.4L, как и все полнокадровые объективы Canon с байонетом EF, можно поставить и на полнокадровую, и на кропнутую камеру. Правда, ставить дорогой профессиональный объектив на любительскую камеру не стоит — в полной мере он покажет себя только на полнокадровой камере — такой, как Canon 5D Mark IV.
Canon EF 85mm f/1.8 USM
Если вы любитель и пока не готовы покупать столь дорогой объектив, можете присмотреться к более дешёвой версии 85-мм объектива.
Объектив раза в два легче и раз в пять дешевле своего старшего собрата, но при этом лишён стабилизатора и пылевлагозащиты.
Canon EF 50mm f/1.2L USM
Классический светосильный «полтинник». Именно 50-мм объектив многие рекомендуют в качестве первого светосильного фикс-объектива.
От Canon EF 50mm f/1.4 его отличают прочный металлический корпус с пылевлагозащитой, высокая по сравнению с более бюджетными объективами резкость. Особенно это заметно по углам изображения. Также для него характерен мягкий и спокойный рисунок в зоне нерезкости.
Из недостатков можно отметить виньетирование на открытых диафрагмах и не самый шустрый автофокус.
Canon EF 50mm f/1.4 USM
Для тех, кому нужен вариант подешевле, в линейке объективов Canon тоже есть 50-мм объектив — Canon EF 50mm f/1.4 USM.
На полном кадре он прекрасно подойдёт для съёмки людей в интерьере. На кропнутой камере его эквивалентное фокусное расстояние будет около 80 мм. К минусам стоит отнести довольно заметное виньетирование на открытых диафрагмах и не самую высокую резкость на диафрагме 1.4.
Canon EF 135mm f/2L USM
Умеренно-длинный портретный телевик. Исторически такие объективы применяли для съёмки крупноплановых портретов — телевик позволяет не подходить слишком близко к модели и снимать с комфортного расстояния. А сейчас на них частенько снимают портреты на улице, так как фокусное расстояние и светосила позволяют хорошо отделить героев от фона.
Canon EF 135mm f/2L даёт резкую картинку даже на открытой диафрагме, а быстрый автофокус позволяет снимать динамичные сюжеты — детей, животных, спорт.
Объективы для Canon RF (беззеркалки)
Свежая беззеркальная полнокадровая система Canon RF на данный момент обзавелась всего двумя светосильными портретными фикс-объективами — Canon RF 85mm F1.2L USM и Canon RF 50mm F1.2L USM.
Объективы очень похожи — оба принадлежат к топовой L-серии, обладают одинаковой очень высокой светосилой 1.2. Помимо фокусировочного кольца, у объективов Canon RF 85mm F1.2L USM и Canon RF 50mm F1.2L USM есть управляющее кольцо, на которое можно назначить управление съёмочными параметрами — например, диафрагмой.
Фокусировочное кольцо — электронное, в меню камеры можно выбрать для него линейный, более удобный при видеосъёмке, или нелинейный ход. Оптическая схема беззеркальных объективов была полностью переработана, они сильно отличаются от своих зеркальных аналогов — фокусируются заметно быстрее и точней, изображение дают более резкое и контрастное даже на диафрагме 1.2.
Минус у объективов только один: они весьма недёшевы и стоят даже дороже своих зеркалочных аналогов.
Установка зеркальных объективов Canon EF на байонет Canon RF
Если у вас есть объективы для зеркальной системы Canon EF, вы можете установить их на беззеркальную камеру Canon с байонетом Canon RF, воспользовавшись переходником. Например, вот такой адаптер крепления EF-EOS R с кольцом управления позволит установить объектив для зеркалок и даст вам программируемое управляющее кольцо, такое же, как на родных беззеркальных объективах.
Объективы для Nikon F (зеркалки)
Конструкция байонета Nikon F практически не менялась с плёночных времён. У этого есть некоторые плюсы (на современную никоновскую зеркалку можно без всяких переходников поставить объектив полувековой давности, и камера будет с ним работать), но есть и минусы — конструкция байонета не позволяет делать объективы со светосилой больше, чем 1.4.
AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G
Начнём с 85-мм объективов. AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G относится к профессиональным объективам. Нанокристаллическое покрытие (обозначается золотой буквой «N» на корпусе) уменьшает двоение изображения и ненужные блики.
Корпус объектива монолитный, при фокусировке ничего не выезжает и не вращается, все элементы движутся внутри корпуса. Вместе с резиновым уплотнителем на байонете это наводит на мысль о том, что объектив защищён от попадания от пыли и влаги, хотя официально Nikon этого не утверждает. Стабилизации в AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G нет.
Объектив резкий на открытых диафрагмах, благодаря 9-лепестковой диафрагме даёт правильные круглые блики в области нерезкости и мягкое приятное боке.
К минусам объектива относятся хроматические аберрации, особенно заметные на контрастных границах в области размытия.
Читайте также:
Хроматические аберрации: что это такое и как убрать
AF-S NIKKOR 85mm f/1.8G
Есть у Nikon и более бюджетная версия 85-мм объектива, AF-S NIKKOR 85mm f/1.8G. От старшей модели его отличают меньший вес, 7-лепестковая диафрагма (против 9-лепестковой), меньшая резкость и более сильное виньетирование на открытой диафрагме.
На открытой диафрагме объектив дает не самый высокий микроконтраст, но для портретного объектива это можно записать даже в плюсы — он сгладит небольшие неровности и проблемы кожи, но даст меньше резкости глазам. В контровом свете он ведёт себя хуже, может ловить блики и терять контраст.
Nikon AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G и AF-S NIKKOR 58mm f/1.4G
Несмотря на одинаковую светосилу, перед нами объективы разных классов. AF-S NIKKOR 58mm f/1.4G — дорогой топовый объектив со всеми сопутствующими признаками: пыле- и влагозащита, прочный корпус, скруглённая 9-лепестковая диафрагма и покрытие Nano Crystal Coat.
Фокусное расстояние немного отличается от классических на сегодняшний день 50 миллиметров и отсылает нас к плёночным временам, когда чаще можно было встретить штатный объектив с фокусным расстоянием 55 или 58 мм.
Качество изображения тоже соответствует классу объектива. Картинка резкая начиная с диафрагмы 1.4, виньетирование малозаметное, особенно на портретных снимках. Боке мягкое, блики в зоне нерезкости красивые, круглые с равномерным заполнением.
Младшая версия, AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G — это классический представитель среднего класса «полтинников». Корпус пластиковый (кроме байонета), небольшой и довольно лёгкий, весит меньше 300 грамм. При фокусировке передняя группе линз перемещается, но происходит это в пределах довольно глубокого корпуса.
Платой за меньшую цену и габариты стало ухудшение картинки. Объектив не самый резкий на открытой диафрагме, особенно по краям кадра. Виньетирование также выражено сильнее, чем на AF-S NIKKOR 58mm f/1.4G. Самым слабым местом объектива можно считать мотор автофокуса. Фокусировка не самая быстрая, при съёмке динамичных сюжетов возможны промахи по фокусу из-за того, что объектив не успел сфокусироваться. И несмотря на то, что для фокусировки используется ультразвуковой мотор (SWM), фокусировку не назвать бесшумной.
AF-S Nikkor 105mm f/1.4E ED
Длиннофокусный портретный объектив. В этой категории бюджетных вариантов нет, только одна модель, относящаяся к топовым профессиональным объективам.
Им можно снимать как ростовые портреты на размытом фоне, так и крупноплановые портреты с плавным переходом от резких областей к зоне размытия. При этом фокусное расстояние позволяет получить очень крупный портрет, не нарушая пропорций лица.
К качеству картинки придраться сложно — изображение резкое, виньетирование и хроматические аберрации не видны, красивое боке с мягкими бликами не перетягивает на себя внимание.
Объективы для Nikon Z (беззеркалки)
NIKKOR Z 58mm f/0.95 S Noct
Для беззеркальных камер Nikon разработал новый байонет Nikon Z mount, у которого нет недостатков и ограничений зеркального байонета Nikon F. Теперь максимальная светосила может быть гораздо выше, как видно по сверхсветосильному объективу с диафрагмой 0.95.
Перед нами не просто большой, тяжёлый и дорогой профессиональный объектив — это очень большой, очень дорогой, очень тяжёлый и очень профессиональный объектив. Внутри него целых 17 элементов в 10 группах (для сравнения, в зеркальном AF-S NIKKOR 58mm f/1.4G всего 9 элементов в 6 группах), а весит он 2 килограмма.
Фокусировка у объектива только ручная, так как моторам автофокуса очень сложно двигать линзы такого веса.
О плюсах и минусах NIKKOR Z 58mm f/0.95 S Noct сложно судить — в первую очередь, это имиджевый продукт, показывающий возможности новой беззеркальной системы Nikon. Далеко не каждый фотограф может позволить себе дорогущий объектив с огромным весом и ручным фокусом (да и сложно представить задачу, для которых нужен именно он — вряд ли кто-то заметит сильную разницу между фотографиями на него и на более традиционный NIKKOR Z 50mm f/1.2 S).
NIKKOR Z 50mm f/1.2 S и NIKKOR Z 50mm f/1.8 S
Начнём с самого младшего «полтинника» новой системы. Несмотря на невысокую светосилу 1.8, перед нами не аналог дешёвого зеркального объектива, а представитель топовой линейки беззеркальных объективов Nikon S-Line.
У него довольно сложная схема из 12 элементов в 9 группах, 9-лепестковая диафрагма и цельнометаллический корпус. Даже фокусировочное кольцо сделано из рифлёного металла. Имеются и защитное нанокристаллическое покрытие, и пылевлагозащита. Фокусировка внутренняя. Как и в большинстве современных объективов, для неё используются шаговые моторы — они обеспечивают высокую скорость и точность фокусировки.
Корпус объектива выглядит лаконично, из элементов управления — только переключатель режимов фокусировки / Фото: nikonusa.com
Старший объектив впечатляет сильней. На металлическом корпусе есть экран, на который можно вывести значение диафрагмы, дистанцию фокусировки и ГРИП объектива. За это отвечает кнопка DISP.
Качество изображения у обоих объективов превосходное. Даже младшая модель может похвастаться хорошей резкостью и отсутствием аберраций. Объективы хорошо держат контровой свет, не ловя паразитных бликов и не теряя резкость и контраст. Так что, при выборе объектива это не главный критерий. Более важными будут вес и стоимость. Хотите лёгкий, компактный и не очень дорогой объектив — выбирайте NIKKOR Z 50mm f/1.8 S, важна светосила и дополнительные управляющие элементы — берите NIKKOR Z 50mm f/1.2 S.
NIKKOR Z 85mm f/1.8 S
Для беззеркальной системы Nikon Z на данный момент существует только один «классический» портретный объектив с фокусным расстоянием 85 мм. Внешне он очень похож на NIKKOR Z 50mm f/1.8 S — минималистичный, на корпусе только управляющее кольцо и переключатель режимов фокусировки. Кольцо фокусировки у объектива электронное, и его назначение можно менять: фокусировка, изменение диафрагмы или экспокоррекция.
Виньетирование минимально, и полностью убирается прямо в камере, если включить соответствующую настройку. К особенностям объектива, которые нравятся не всем, можно отнести электронное кольцо фокусировки. Некоторые фотографы считают, что оно реагирует с небольшой задержкой.
Установка зеркальных объективов Nikon F на байонет Nikon Z
На беззеркалки системы Nikon Z можно поставить объективы, созданные для зеркальных камер Nikon. Для этого используется адаптер Nikon FTZ. Производитель обещает, что скорость фокусировки при этом будет не хуже, чем на зеркалках, с сохранением преимуществ беззеркальной камеры — фокусировки по лицам и возможности выбрать точку фокусировки по всей ширине матрицы. Но это относится только к современным объективам со встроеным мотором фокусировки. Объективы без него - например, Nikon 50mm f/1.8D AF Nikkor, будут работать только с ручной фокусировкой.