По сообщению пресс-службы Минсельхоза РФ, Россия в 2022 году на 17% увеличила вывоз за рубеж продукции АПК по сравнению с прошлым годом. В частности, возросли в 2 раза поставки мяса птицы и на 40% поставки говядины.
Сложившуюся на внешнем рынке ситуацию для журнала «Агроинвестор» прокомментировал руководитель Национальной мясной ассоциации (НМА) Сергей Юшин. По его словам, цена на мясо птицы ниже, чем на другие виды мяса, следовательно, привлекательнее для покупателя, что и помогает активизировать рынок. Следующим фактором, повлиявшим на увеличение российского экспорта, он назвал неблагоприятную ситуацию по птичьему гриппу, сложившуюся в ряде стран, традиционно поставляющих на мировой рынок мясо птицы. В этот список входит и США. Десятки стран-импортеров уже закрыли свои рынки для их продукции. Следует учитывать и третий фактор: точки общественного питания, где куриное мясо особенно популярно, возвращаются к обычному, «доковидному», режиму работы. «Также сейчас очень высокие цены на продукты, которые мы традиционно поставляем в Китай», — добавляет Юшин. Отмечая положительную динамику прироста в первой половине 2022 года, Юшин при этом заметил, что если рубль продолжит укрепляться, то ожидать высокие темпы прироста до конца года не стоит. Чем выше будет курс национальной валюты, тем менее конкурентоспособной станет продукция на мировом рынке.
Относительно высокого роста экспорта говядины Юшин пояснил, что здесь в полной мере проявился эффект низкой базы, на фоне которого основной экспортер увеличил свои поставки. Основной покупатель российской продукции – Китай. «А спрос на говядину в Китае активный, мировые цены на нее долгое время повышались. Также сейчас наращивается экспорт не только замороженной, но и охлажденной говядины и субпродуктов, однако это уже другие рынки — страны Ближнего Востока», — сказал Юшин.
В первом полугодии российские производители поставили на экспорт 81,6 тыс. т свинины — на 24,1 тыс. т, или на 23% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Сергей Юшин объясняет снижение экспорта свинины следующим: Россия постепенно уступает свои позиции на рынке Вьетнама. Причина – жесткая конкуренция. Китай уже полностью восстановил свое производство, и его бывшие поставщики – США и страны Европы, равно как и сам Китай, переориентировались на вьетнамский рынок. В итоге России теперь сложнее поставлять свою продукцию в эту страну, тем более с учетом того, что в долларах российская свинина стала гораздо дороже из-за курса национальной валюты. Но если рубль вернется к прежнему уровню, ситуация может измениться, подытожил Юшин.
Автор: Ирина Буйволова
Ознакомиться с содержанием июльского номера журнала «Рынок АПК», изучить новые предложения наших партнёров и, конечно, почитать статьи, можно здесь: https://rynok-apk.ru/web-magazine-apk/web-magazine/07-2022/
Вот несколько интересных статей:
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) в 2022 году
Кадровый голод в АПК. Причины и способы решения проблемы