Найти в Дзене
Телеканал «СОЮЗ»

Мария Магдалина: какую роль она и другие женщины на самом деле играли в истории ранней Церкви

Оглавление

Мария из Магдалы личность уникальная хотя бы потому, что, будучи женщиной, вошла в круг не просто почитателей, следовавших за Христом, но Его учеников, будущих апостолов. Как же случилось, что в жестко-патриархальном мире именно женщина удостоилась первой возвестить людям Благую Весть?

Благовестница

Евангелисты упоминают о ней без подробностей: после того как Иисус избавил ее от болезни, она последовала за Ним, была на Голгофе во время Его казни, видела Его погребение, с несколькими другими женщинами решилась, несмотря на опасность ареста, совершить обряд помазания умершего Учителя благовониями, первой увидела воскресшего Христа, и именно ее Он послал возвестить апостолам о своем Воскресении.

По преданию, Мария Магдалина вместе с Иоанном Богословом заботилась о Деве Марии и участвовала в создании первой христианской общины. Потом проповедовала в Риме, о чем свидетельствует апостол Павел (Рим 16:6). С этим периодом связан и легендарный рассказ о ее беседе с императором Тиберием, который отказывался верить в воскресение Христа, утверждая, что это так же невозможно, как невозможно чтобы куриное яйцо, которое он держал в руке, стало красным — и яйцо стало красным, положив начало традиции красить яйца на Пасху.

Джотто ди Бондоне. "Не прикасайся ко мне". 1305
Джотто ди Бондоне. "Не прикасайся ко мне". 1305

Согласно православной традиции, из Рима Мария Магдалина отправилась в Эфес, где помогала Иоанну Богослову создавать общину. Там же, по преданию, она и скончалась.

Превращение святой в грешницу

Святую Марию Магдалину почитают и православные, и католики. Католики даже больше. Однако, как утверждал кардинал Виктор Саксер, возглавлявший в 1990-е годы Папский комитет исторических наук, скудость достоверных исторических свидетельств о жизни святой в сочетании с явно экстраординарным масштабом ее личности привела к тому, что многие богословы соединили в ее образе всех упомянутых евангелистами женщин — безымянных и по имени Мария — превратив равноапостольную мироносицу в раскаявшуюся блудницу.

По его версии, этот образ создал психологический мост между двумя противоположными символами — Евой, олицетворением обычных женщин, и Девой Марией, недостижимым идеалом — благодаря чему с XI века (предположительное начало культа Марии Магдалины во Франции) в католической церковной культуре пятьсот лет доминировали три женских образа: женщина-искусительница, женщина — прощенная грешница и женщина — Царица Небесная.

В народном же сознании средневековой Европы образ кающейся Марии Магдалины приобрел такую популярность и красочность, что был литературно обработан и вошел в «Золотую легенду» Якова Ворагинского, в Средние века вторую по популярности книгу после Библии.

А вот протестанты с самого начала отвергли католическую трактовку образа Марии Магдалины. Для них она исключительно святая мироносица.

Болезни и труды

В православных святцах всего пять равноапостольных женщин: Аппия (Апфия) Колосская, благоверная царица Елена Константинопольская, преподобная Нина, просветительница Грузии, благоверная великая княгиня Ольга и первая из них — Мария Магдалина.

«Величаем тя, апостоле Христов, и чтим болезни и труды твоя, ими же трудился еси во благовестие Христово», — поет православная Церковь, прославляя прежде всего не труды, а «болезни». Что имеется в виду? Ну, прежде всего, наверное, голод, холод, нищета (1Кор 4). Но не менее болезненны недоверие, злоба и даже ненависть, окаменение сердец людей, гнавших их от себя, или, приняв от них Благую Весть, тут же изменявших ей под влиянием лжеучителей, как Галаты… Все это и мужчине тяжело. А каково женщине?

Тем более, сам апостол Павел учил, что женщина должна быть покорна мужчине, не должна им руководить и должна молчать, если того потребует муж (1Кор 14:35; 1Кор 11:2-9; 1Тим 2: 11-14). Он постоянно подчеркивал онтологическое преимущество мужчины над женщиной — ведь мужчина сотворен первым, он самодостаточен, а женщина создана ему в помощь. Во времена ветхозаветных патриархов женщины вообще, как правило, перечислялись в списке имущества своих мужей — после рабов и верблюдов.

Но при этом в книге Чисел сестра Моисея Мариам соперничает с братом за первенство в пророческом служении, а заодно поднимает вопрос, почему женщины не могут быть священниками. А блудница Раав, спасшая израильских соглядатаев от смерти, благодаря своему мужеству, смирению и покаянию стала одной из пра-пра-прабабушек Спасителя.

В Ветхом Завете есть целых три книги, написанные о женщинах и названные их именами — Руфь, Иудифь и Есфирь. А кроме этого — духовные псалмы и молитвы, созданные женщинами: песнь Мариам при переходе Красного моря (Исх 14:31-15:21), песнь Анны — матери пророка Самуила (1Цар 2:1-10), победная песнь пророчицы и судьи Деворы (Суд 5).

Женщины-пророчицы, судьи, правительницы… Немногие народы в те времена хранили память о женщинах, а уж тем более давали женщине право быть судьёй над ними.

«Все вы одно во Христе Иисусе»

При этом многие добрые и смиренные женщины Ветхого Завета, прославленные новозаветной Церковью, упоминаются лишь вскользь. А праведная сонамитянка, которая помогла пророку Елисею, сарептская вдовица, из своих скудных запасов накормившая пророка Илию во время голода, маленькая девочка, спасшая своими словами сирийского военачальника Неемана, и вовсе не называются по имени.

В Евангелиях нет подробностей о жёнах-мироносицах, кроме тех, что непосредственно связаны с Воскресением. Даже о жизни Пресвятой Богородицы и чудесах, связанных с Её Успением, мы узнаём лишь из церковного Предания.

Да, ближайшие последователи Христа, его двенадцать апостолов, были исключительно мужчинами, что естественно для Палестины I века. Но за Иисусом шли и женщины, и Он вел с ними разговоры, а они открыто служили Ему и единственные остались верны до конца, когда ученики-мужчины сбежали. Именно женщины — или одна, Мария Магдалина — обнаружили пустой гроб и первыми узнали о Его Воскресении из мертвых и рассказали об этом.

И, несмотря на всю строгость апостола Павла к женскому полу, у него же в посланиях есть множество упоминаний о женщинах в зарождающихся христианских общинах. Это и Фива, диаконисса церкви Кенхрейской (Рим 16:1-2), помощница Павла, которой он поручает отвезти послание в Рим; и Прискилла с мужем Акилой (2Тим 4:19; Рим 16:3-4), ответственные за проповедь среди язычников и поддерживающие христианскую домашнюю церковь; и Мариам, которая вместе с Павлом трудилась среди римлян (Рим 16:6), и Трифена, Трифоса и Персида (Рим.16:12) — женщины, которых Павел именует трудящимися о Господе; и Юлия, и мать Руфа, и сестра Нирея (Рим. 16:13, 15). И, конечно, Юния, которую Павел называет «прославившейся между апостолами» (Рим. 16:7).

Так что женщины с первых дней играли важную роль в христианской Церкви, что совсем необычно для греко-римского мира. И они вовсе не были безмолвными «слушательницами слова». Они участвовали в еженедельных собраниях, молились и пророчествовали наравне с мужчинами.

***

Почему же из них одна — Мария Магдалина — признана Церковью равной апостолам? Не потому ли что она была не только равной ученикам-мужчинам, но и первой, кто возвестил им, что Христос Воскрес? Потому что сумела первой услышать Благую Весть сердцем и не усомнилась. И ее свидетельство до сих пор пробивается сквозь мрак, сквозь любое горе — при одном условии: что и мы сумеем услышать его сердцем.