Мышь съела кота
«Кот Феликс» имел лучший старт в истории мультипликации. Появившись более сотни лет назад, черно-белые немые короткометражки с большеглазым котом настолько полюбились зрителям. Настолько, что его образ проявлялся в самых разных местах – например, был самым первым подвижным изображением, переданным с помощью телевидения или эмблемой эскадрильи Люфтваффе. Но потом в индустрию пришел звук, появились другие мультипликационные персонажи во главе с выписанным по тем же антропоморфным лекалам Микки Маусом. Смерть создателя героя Пэта Салливана в 1933 году, казалось, окончательно сдала Феликса в антикварную лавку киноискусства.
Но с 1958 по 1961 год империя Official Films нанесла новый удар. Концентрированным блоком из 126 серий. Потом были новые приключения старого проказника и, как положено, заслуженная полнометражная лента. Выпускались и комиксы, и соответствующие детские завтраки, и видеоигры. Доили котика как могли, и даже сегодня замечены робкие телодвижения второстепенных голливудских студий по запуску одноимённого стереопроекта. Всё-таки в Америке кот Феликс признанный раритет. А вот, к примеру, у нас его популярность близка к нулю. Олдфаги, может, и вспомнят его редкое появление на каком-то федеральном канале в середине девяностых, но не вызывающего у аудитории особого интереса Феликса довольно скоро заменили анимационные «Охотники за привидениями» и похожие мультсериальные проекты, благо, которых в качестве гуманитарной помощи щедрая на промоушен Америка раздавала вагонами.
Немного остановимся на сериале пятидесятых годов, ибо это наиболее вероятный вариант встречи франшизы со зрителем. Немые короткометражки смотрят все более гурманы и начинающие кинокритики, а последние эксперименты давно захлебнулись в волне бесконечно транслируемой мульти-продукции всех жанров и направлений. Возьмём рандомную серию «Волшебная сумка» (я думаю, вряд ли отдельные эпизоды уж сильно разнились качеством и глубиной содержания).
Итак, беззаботный котяра неопределенного возраста, мечтательно закрыв глаза, прогуливается с баулом по плоскому миру. Не глядя по сторонам. Он попадает на частную собственность. На синих яблонях растут яблоки, которые кот срывает с помощью выдвижного экскалатора. Сумка, напомню, волшебная – там есть, что угодно. Его замечает в телескоп седой параноик хозяин. Дедок положил глаз на чудо-сумку. Кот тем временем дошел до озера, превратил сумку в каноэ и переплыл на другой берег. Сумасшедший профессор бьёт животное дистанционным шокером. Магнит почему-то притягивает Феликса, аки стальную болванку. Кот уменьшен до размера мышонка. Сумка отобрана. Довольный старикан полез спать на сферическую крышу. Феликс свистом возвращает утрату. Из чулана выходит робот и начинает выполнять команды кота. Из сумки вылазит кенгуру и колошматит робота. Изделие сломано, Феликс заходится от смеха. Кенгуру восстанавливает кота в размерах. Профессор отшлепан механической рукой. Кот доволен.
Кто осилил этот синопсис, пожмет плечами – полный бред. Критики высказывались более дипломатически – это мир детских грез и сновидений. Но плоский сюжет, плоская картинка и плоские диалоги сделали своё плоское дело. Сериал ушел на задворки и в самой Америке, полностью провалив конкуренцию концерну Микки Мауса, догонялкам Тома и Джерри и работам погорячее, вроде Симпсонов. Внедриться паразитом в другие страны, что весьма традиционно для американского контента, мешает специфичность продукта. Тем более, что не работает глутамат – история персонажа. Какого тинейджера заинтересует бурная американское прошлое столетней давности.
Счастливый (Felix) кот – это глубокое ретро. Употреблять строго при археологической диете.
#мультсериал #Ориоло #Official #люфтваффе #волшебная сумка