Меня часто спрашивают после известных событий, насколько стратегические сессии актуальны как инструмент стратегического развития и целеполагания?
Как сейчас планировать?
Некоторые особенности, которые можно выделить при организации стратегических сессий в наши дни:
Уменьшился горизонт планирования
Если раньше нормально разрабатывать Видение на 15 лет и более, а краткосрочные цели для компании на 2-3 года, то сейчас это 3-5 лет и 1-2 квартала соответственно.
Усилился “сценарный подход”
Раньше все планы разрабатывались линейно - одна цель и один путь ее достижения.
Сейчас - одна цель и несколько вариантов достижения, в зависимости от реализации того или иного сценария (подробнее о сценарном планировании здесь).
Акцент на внутренние компетенции и мотивацию команды
Раньше, при выборе стратегии, основной акцент делался на потребностях рынка. Сейчас трудно прогнозировать внешние факторы и тренды, поэтому важно концентрироваться, в первую очередь, на своих компетенциях и желании команды реализовывать то или иное решение.
Меняется понятие “рычага”
Раньше бизнес мог “поймать” один-два канала продаж и сделать мощный рывок в выручке за счет вливания больших средств на продвижение в этих каналах.
Сейчас трафик между каналами «размывается» и важно “собирать” свою целевую аудиторию по всем доступным каналам.
Это меняет подход к маркетингу и многим процессам внутри компании, а также формирует необходимость искать новые рычаги роста для бизнеса.
Договориться о стратегии - не значит не менять ее
Очень важно иметь стратегический план - это даже психологически всех поддерживает (не говорю уже, что без него практически невозможно организовать эффективную работу всех служб). Но план не должен загонять вас в “ловушку последовательности” — “нужно так делать, потому что мы очень долго “рожали” этот план, потратили много сил и денег”.
Каждый месяц (во время трекинг-встреч) ставьте вопрос об актуальности тех или иных целей и, возможно, общего Видения и Стратегической цели.
Каждый месяц (во время трекинг-встреч) ставьте вопрос об актуальности тех или иных целей и, возможно, общего Видения и Стратегической цели.
Важно не то, что вы не меняете цели (и тем самым пытаетесь показать свою последовательность и надежность), а что вы адаптируете их в соответствии с объективными обстоятельствами ВМЕСТЕ со всеми ключевыми участниками стратегического процесса.
Будьте гибкими, но не размазанными. Выполняйте свои обязательства, но не становитесь заложниками неактуальных решений.
Что такое стратегия в наши дни?
Еще никогда стратегическое управление не было так актуально для компаний как сейчас.
Раньше многих “тащил” запрещенная социальная сеть, продукт или “системный” клиент с большими регулярными закупками. Все сильно поменялось.
Сейчас рушатся старые и создаются новые цепочки поставок, меняются потребности и финансовые возможности потребителей, идет сильное расслоение потребительских групп, происходит комплексная переоценка философии потребления.
Многие бизнесы, несмотря на свою крупность и зрелость на рынке буквально превращаются в стартапы.
Ну а в любом стартапе, стратегия это буквально — план на день).
У нас с вами не осталось роскоши делать сегодня не то, что важно стратегически. Если вы по инерции еще так делаете, то вам осталось недолго (и я не “сгущаю краски”, посмотрите статистику РосСтата по банкротствам компаний в 2022 году).
Теперь стратегия — это не какой-то план на будущее, которого хорошо бы придерживаться. Это план работ, обязательный к выполнению. Каждый день.
Как внедрить все задуманное?
По внедрению стратегических целей сильно ничего не поменялось — как это было проблемой многих компаний, так и осталось)) Но теперь расплата серьезнее (см абзац выше).
Стратегическая сессия — не панацея от всех проблем. Сами цели достигаться не будут только потому, что вы с командой их сформулировали.
Да, вы сформировали план действий, всех включили, синхронизировались, взбодрили и замотивировали на достижение — отлично! Но этого мало. Нужна реализация стратегии. Каждый день. Организовать это не так уж и просто, если ты раньше серьезно не занимался управлением исполнением.
К тому же, нужен механизм пересмотра целей, если что-то во вне поменялось (см абзац выше). Если вы это делаете хаотично, то вся команда перестает понимать логику и в компании начинается хаос. Если есть правила пересмотра — это система и все все понимают, а значит никакого хаоса нет.
По моим данным, более 80% компаний, проводивших стратегические сессии раз в год без промежуточного контроля выполнения инициатив, не получали нужных результатов.
И так, после сессии нужно сделать следующие шаги:
- Все цели и инициативы нужно сформулировать в формате SMART-целей (specific — конкретная, measurable — измеримая, attainable — достижимая, relevant — уместная или актуальная, time-bound — ограниченная по времени)
- По всем запросам на ресурсы нужно сформировать бюджет и просчитать финмодель на текущий год. На данном этапе часть целей, возможно, изменится или будет поставлена на паузу
- Сформируйте призовой (премиальный) фонд при достижении стратегических целей. Объявите об этом команде. Не обещайте того, что не сможете выполнить.
- “Заводите” цели и инициативы во внутреннюю трекинг -систему (Трелло, Битрикс24, Яндекс.трекинг и т.п.)
- Встречаетесь каждый месяц о оцениваем ход выполнения инициатив, подсвечивая невыполненные цели — красным, начатые — желтым и выполненные — зеленым (это важно, просто делайте так:)
- Даете обратную связь команде о скорости движения к стратегическим целям, выявляйте “узкие места” и ограничения, организовывайте отдельные разборы и проработку проблем
- Пусть всем этим занимается выделенный человек. Пригласите внешнего трекера — процесс будет более профессиональным, быстрее будете выявлять и устранять ограничения, мешающие достижению целей.
Завершение
Нельзя игнорировать изменения, произошедшие весной этого года и пытаться жить по-прежнему.
Стратегия становится инструментом оперативного управления компанией.
Стратегическая сессия, по-прежнему, остается быть эффективным инструментом планирования и командообразования, но нужно скорректировать требования к срокам планирования и интерпретации результатов классических инструментов.
Эффективность стратегической сессии без последующего трекинга равна 0.