Мораль в целом и в общем - довольно гибкая и изменчивая вещь. При чём проявляется эта изменчивость как в долгосрочном, так и в краткосрочном периоде. К примеру, прошлую статью мы с вами закончили на моменте, когда малые социумы, изначально замыкавшиеся в самих себе из-за ограниченности ресурсов, открыли для себя прелести взаимодействия между группами и были вынуждены как-то подстраивать под это свою мораль.
Ранние моральные нормы говорили им, что всё чужое - явно плохое и относиться к нему следует с опаской и настороженностью. А вдруг это попытка отобрать твою еду? Но как уместить в такой миропорядок возможность сотрудничества с чужими? Ведь она приносит свои плюсы - новые технологии, новые виды материалов, ресурсов и пищи... Всё просто: «Если мораль не соответствует потребностям социума - мораль меняется».
Конечно, это довольно медленный процесс. Изначально в общественной морали появились новые нормы, разрешающие сотрудничество с иноплеменцами, однако чётко регламентирующие порядок такого сотрудничества (ну на всякий случай, вдруг они всё-таки враги?). Потом мешающие торговле и бизнесу нормы постепенно отмирали, пока моральные законы не достигали некоего оптимального баланса - золотого стандарта. Казалось бы, на этом и надо остановиться, но...
Такой оптимум никогда не держался долго. Это способствовали постоянно изменяющиеся факторы, влияющие на деятельность человека. В экономике принято делить такие факторы на внутренние, микросреды и макросреды. В данном случае внутренние факторы - это внутренние явления, относящиеся непосредственно к самому социуму. Сюда относятся его уровень технологического развития, размер, генетические и фенотипические особенности и т.д.
Факторы микросреды - это внутренние факторы других социумов, связанные с их взаимодействием с рассматриваемым социумом. Ведь разные родоплеменные группы постоянно конкурировали между собой за ресурсы, земли, людей, скот и т.д., помните? И торговля не отменила эту конкуренцию, а лишь усугубила её. Ведь торговля развивает технологии перемещения по нашему с вами земному шарику - а это позволяет найти новые земли, новые народы и новые ресурсы. А также оценить их уровень военной угрозы и понять - следует ли с ними торговать или воевать?
Наконец, факторы макросреды, это факторы, на которые деятельность социумов либо не влияет никак, либо очень-очень опосредованно. К примеру, это природные катаклизмы, изменения климата (да, я знаю про антропоцен, но это как раз случай «очень-очень» опосредованного влияния социума на экологию в долгосрочном периоде) и среды обитания, а также явления, связанные со взаимодействием социумов, которые с рассматриваемым социумом никак не пересекаются напрямую (вот казалось бы, какое дело условному Парагваю и до гражданской войны в России? А ведь наша эмиграция сыграла ключевую роль в жизни этой страны).
То есть, говоря кратко и упрощённо: «Единственный неизменный закон заключается в том, что всё меняется. Невзгоды, которые я переносил сегодня, лишь на волосок отдалены от удовольствий завтрашнего дня, и эти удовольствия будут ещё радостнее от воспоминаний о том, что я вытерпел» (с) Луис Ламур.
А раз всё вокруг и внутри постоянно менялось, то и морали социумов постоянно приходилось меняться. Старые нормы поведения, считавшиеся злом, становились теперь благодетелями. А старые благодетели становились атавизмами и жутким злом. Права женщин, отношение к неграм, домострой... Да-да, даже к геям и лесбиянкам отношение в обществе в итоге изменится. Правда вот, многим это не понравится - ведь они привыкли к тому, что место женщины на кухне, а гея - в психлечебнице. Что плавно и подводит нас к следующему выводу: «Плохо не то, что мораль меняется, а то, что она меняется на памяти поколения, росшего по другим моральным нормам».
Продолжение ждите в скором времени...