Найти в Дзене
UlilulaiRin

Наоко Ямада – режиссер покорившая аудиторию

На 2023 год студия Science SARU анонсировала свое новое оригинальное аниме — «Garden of Remembrance». Режиссер и сценарист фильма – Наоко Ямада известна по работам «K-Оn!» и «Форма голоса».

Я решила воспользоваться силой интернета, узнать больше о Наоко, о её работе и понять, почему она считается одним из самых выдающихся аниме-режиссёров современности. В этой статье использованы переводы статей о режиссёре и интервью с ней.

 Наоко Ямада собственной персоной
Наоко Ямада собственной персоной

С детства Наоко Ямада фанатела от аниме,  среди которых были «Навсикая из Долины ветров»,  «Crayon Shin-chan» , «Doraemon». Она даже пробовала копировать рисунки из шоу, которые ей нравились. В школьное время девушка была членом фотокружка и кружка токусацу (киножанр, подразумевающий собой историю о супергероях обычно в виде сериала. Токусацу также можно определить как «фантастическое кино со спецэффектами про супергероев»). Как ты понял, Ямада с детства творческий человек, и не удивительно, что она поступила в Киотский университет искусства и дизайна.

Еще один факт: в универе она больше увлекалась кино, чем аниме. До сих пор Ямада рассказывает своим коллегам о режиссерах, которые повлияли на её работы: Ясудзиро Одзу, Алехандро Ходоровский, Сергей Параджанов, София Коппола и многие другие.

-3

Как девушка, увлеченная кино, попала в индустрию анимации? Просто увидела листовку студии 2D-анимации и пришла.

Наоко Ямада оказалась в Kyoto Animation в 2004 году, где начала рисовать промежуточные эпизоды для «Инуяши». В то время студия выполняла много работы на аутсорсинге для других компаний, и в их число входили эпизоды культового фэнтези-сериала.

InuYasha — первое аниме, над которым работала Ямада
InuYasha — первое аниме, над которым работала Ямада

Ямада девушка не из робких, и вместо того, чтобы после «Инуяши» продолжить рисовать промежуточные эпизоды и наработать опыт, она начинает работать над ключевой анимацией для «AIR» (2005 г.). С новыми проектами Наоко постепенно совершенствуется, как основной аниматор. Сначала она берется за две серии «Стальная тревога! Второй рейд», затем рисует ключевую анимацию для четырех эпизодов «Меланхолия Судзумии Харухи».

Kyoto Animation явно видела в ней нечто большее, чем просто мастерство аниматора, и в 2007 году Ямада получает повышение до режиссера эпизодов, и 23 серия  Clannad стала для неё дебютом.

Clannad
Clannad

В 2010 году выходит тайтл «K-Оn!», который позволил Ямаде показать себя во всей красе. Несмотря на то, что её работу ограничивал сценарий, написанный Рэйкой Ёсидой, отлично срежиссированное аниме было намного лучше того, что в это время делали её коллеги.

-6

Команда Ямады показала школьную жизнь так точно, что сериал вызывает мощное чувство ностальгии, даже если события сериала не отражают твой школьный опыт. Работа Наоко привела к тому, что франшиза из довольно обычной манги превратилась в чудовищный хит, чего никто не мог предсказать.

Модные музыкальные эндинги и опенинги стали не только фишкой для франшизы, но личной причудой Ямады в других её работах.

Всеобщее признание сериала положительно отразилось и на уверенность Ямады в производстве второго сезона.

Даже если вы суровы к самому себе, такой успех точно повысит вашу самооценку.

Во втором сезоне «K-Оn!» было в два раза больше эпизодов и ни одного нового персонажа. Гнать историю галопом было ни к чему, поэтому команда Наоко сосредоточилась на том, чтобы изобразить последний год школьной жизни членов клуба в обычном темпе. И как только вышел первый эпизод второго сезона, сразу стало понятно, что он на голову выше предыдущего.

-7

Изменение атмосферы было невероятным, и первая серия задала тон всему сезону. Конечно же, сказалось и то, что Ямада контролировала каждого режиссёра эпизода. Девушки Houkago Tea Time (персонажи «K-Оn!») покинули клубную комнату так же, как и создатели аниме расширили вселенную «K-Оn!»

Ожили молчаливые одноклассники и появились новые локации. Медленный и уверенный темп серий позволил показать множество вариантов освещения в кадре и настроения персонажей. Любители мелких деталей могли заметить, как происходящее в аниме отражалось на доске клуба: с первой серии она менялась еженедельно, появлялись новые рисунки и комментарии, основанные на недавних событиях.

Доска, на которой надписи меняются от серии к серии
Доска, на которой надписи меняются от серии к серии

Иногда новые каракули появлялись на доске несколько раз за один эпизод, чтобы подчеркнуть, что за это время прошло уже несколько дней.

Во втором сезоне персонажи получили визуальную индивидуальность. Ямада одарила каждого из них уникальными жестами и лексикой, количество которых постоянно увеличивалось.

От производства третьего сезона «K-Оn!» Ямада отказалась (вот с кого нужно брать пример создателям «Ходячих мертвецов») в пользу оригинального проекта Tamako Market. Этот маленький сериал аудитории показался продолжением второго сезона «K-Оn!». Но аниме не было коммерчески успешным, и казалось, что это первая неудачная работа Ямады.

На деле же неудачный сериал породил новую работу – «Tamako Love Story». В этом фильме команда Наоко собрала идеи из «Tamako Market», которые никогда не рассматривались как основными в сериале.

-9

После успешного фильма Наоко приступает к работе нового успешного фильма :) В 2016 году выходит «Форма голоса», проект в котором впервые для Ямады главным героем был парень. Кстати, это был первый проект режиссерки, в команде которой были не только женщины-аниматоры.

-10
Я не хотела быть предвзятой. Люди обсуждали нарушения слуха и травлю в фильме, но эти проблемы никогда не были главными в проекте. Если вы думаете: «Бедная Сёко Нисими - у нее проблемы со слухом», вы навязываете этому персонажу свои эгоистические предположения. Конечно, для нее это препятствие, но я не думаю, что Сёко хочет, чтобы ей сочувствовали окружающие.  Важнее было присмотреться к ней: как она смотрит на мир и что думает о нем. Ей важно не сочувствие, а уважение. Я использовала этот же подход со всеми персонажами, потому что этот фильм об общей природе человека.
Поскольку я не судья и не Бог, я старалась не судить, что персонажи делали, что видели, что чувствовали и обо всех окружающих их обстоятельствах. Я просто пыталась понять и уважать их эмоции и действия, которые состояли из многих слоев и причин. Я использовала этот подход снова и снова для разных персонажей и вплела его в мир этого фильма. У всех нас есть подобные переживания, когда мы погружаемся во тьму одиночества, и времена, когда мы думаем, что видим свет, но упускаем его.
Также я хотела рассказать историю о безусловной любви матерей, которые поддерживают детей при любых обстоятельствах.
-11

В 2018 году Наоко внезапно возвращается к работе на телевидение — в пятом эпизоде «Вайолет Эвергарден». Внезапно еще и потому, что в этом же году запланирован прокат её нового фильма «Лиз и синяя птица» и никто не предполагал, что у неё будет время работать над другими проектами.

Её рука чувствуется с первых мгновений серий, а к финалу Ямада раскрывается во всей красе. Шарлотта, принцесса и центральная фигура эпизода – пылкая, неуверенная в себе, непостоянная, ранимая, но при этом сильная девушка. Этот коктейль эмоций будто специально приготовили для Ямады. Она рассказывала, что во время производства «Формы голоса» упрямо старалась обратить внимание зрителей на недостатки и эгоистичные поступки главной героини Сёко, чтобы та не казалась им совершенным ангелом. Ямада обожает исследовать человеческие несовершенства. Если бы она руководила экранизацией всего сериала «Вайолет Эвергарден», это была бы совсем другая история.

«Лиз и синяя птица» (2018 г), которая на первый взгляд кажется простой и прямолинейной историей, является одним из самых структурно сложных фильмов о необходимости общения для здоровых отношений. Ямада рассказывает, какими хрупкими могут быть подростковые отношения и как легко они могут ускользнуть, когда вы переходите к следующему этапу своей жизни.

Кадр из «Лиз и синяя птица»
Кадр из «Лиз и синяя птица»
Кадр из «Лиз и синяя птица»
Кадр из «Лиз и синяя птица»

В 2019 году происходит неприятное событие в жизни Ямады и студии Kyoto Animation. Из-за умышленного поджога в трёхэтажном здании студии № 1 произошёл сильный пожар. 41-летний Синдзи Аоба, ранее судимый за ограбление магазина, разлил на первом этаже студии керосин и поджёг его. В результате пожара погибло не менее 35 человек, ещё 36 были ранены. Студия бросает все свои силы в сплоченность команды, оказывает психологическую помощь жертвам и членам их семей. Но произошедшее так или иначе больно ударило по каждому из них. Настолько, что хочется начать всё с чистого листа.

Наоко Ямада уходит на студию Science SARU, где начинает работу над «Повестью о доме Тайра» (2021 год).

-14

У сериала интересная рисовка, которая легко выделяется среди большинства проектов. На упрощенный художественный стиль и плоские цвета аниме повлияли гравюры на дереве укиё-э 18 века. Широкоэкранные панорамы используют, чтобы показать более крупный фон во время драк, и узкие, более спокойные картинки - чтобы показать моменты созерцания. Хотя анимация была нарисована в цифровом виде, присутствие пера и чернил просачивается через язык тела персонажа.

«Такое ощущение, что вы наблюдаете прошлое, как будто листаете сложный учебник истории, что усиливает меланхолическое чувство невозможности что-либо изменить и просто принимаете все таким, какое оно есть»

Теперь мы ждем новую работу Наоко «Garden of Remembrance», которая выйдет в 2023 году. Мне интересно посмотреть, как Ямада работает с оригинальными историями, ведь предыдущие проекты имели первоисточник мангу, аниме-сериал, повесть...

А еще интересно сможет ли студия удержать Наоко и аниматоров, которые, скорее всего, пришли в студию за ней. Сотрудники Science SARU поговаривают, что с условиями работы там большие проблемы.

"У меня есть несколько ужасных историй от этой студии, которых, к счастью, меньше, чем у некоторых конкурентов SARU. Но — и это важно для меня — в студии не должно быть девушек двадцати с лишним лет, плачущих в ванной и работающих по ночам. Он также не должен иметь график производства, настолько плотный, что он не в состоянии обеспечить психическое здоровье вышеупомянутого начальника производства. Мне пришлось говорить от ее имени с ее руководителем и генеральным директором, и, хотя они ответили сострадательно, практически ничего не изменилось. Культура с таким большим производственным давлением требовала долгих часов"
Чанг, бывшая сотрудница студии.

Почему Наоко Ямада - выдающийся аниме-режиссёр?

В своих работах она использует современную и модную эстетику, и придает очарование персонажам девушкам. Некоторые аниматоры поговаривают, что над женственностью персонажей она работает иногда даже через чур.

-15

В фильмах она сосредотачивается на идее снять аниме кинематографически. Понимая, что многие люди пойдут смотреть его на большом экране, она представляет, как реальная камера могла бы быть размещена на площадке.

Ямада оказывает огромное влияние на новые поколения молодых режиссёров, таких как Харука Фудзита, которая хорошо себя показала в «Вайолет Эвергарден» и «Hibike! Euphonium» .

-16

Режиссёр Таити Огава, который был учеником у кого-то другого, подобно Ямаде, стал кинооператором в аниме.

-17

Прямо или косвенно, но Ямада сыграла важную роль в увеличении количества женщин в аниме-индустрии. Всем известен тот факт, что аниме-индустрия по-прежнему является доминирующей среди мужчин, но при этом Kyoto Animation в основном состоит из женщин. Конечно, вряд ли за это была ответственна Ямада, ведь, когда она присоединилась к компании, соотношение женщин к мужчинам уже было около 60 к 40, что объясняется тем, что студию основала женщина. Индустрия, хоть и медленно, но продвигается к тому, что к анимации присоединяется всё больше девушек, поэтому со временем мы можем получить больше таких мест, как KyoAni, где женщины имеют ведущий голос.

Однако гендерный разрыв в студии в 2016 году рос быстрее, чем раньше 20 из 25 ключевых аниматоров, дебютировавших в студии, будь то благодаря повышению или прямому вступлению в эту должность, — женщины. Вероятно, на это повлияло желание Ямады работать с женским коллективом.

Конечно же, увеличивать количество женщин в аниме-индустрии Наоко не планировала. Но она оказала ощутимое положительное влияние на отрасль, которая по-прежнему нуждается в большом количестве женщин на ключевых ролях.