Андрей Новиков – коммерческий директор ПАО АЛМАР, опыт которого в сфере управления проектами и внешнеэкономической деятельности более 20 лет. Андрей дал интервью Илье Клюеву, президенту ювелирного клуба CLUEV, в программе “Время делать” телеканала ПРО БИЗНЕС. О том, как развивается рынок алмазов в России, как добывают алмазы на россыпях и стоит ли сейчас инвестировать в природные алмазы, читайте в материале.
У вас очень интересный опыт: вы работали и в АЛРОСА, и в разных компаниях, связанных с добычей алмазов. Как вы сейчас смотрите на будущее мирового алмазного рынка, исходя из двух факторов: экономический кризис во всем мире и лабораторные бриллианты. Как они будут влиять на алмазный рынок? Покупать или не покупать сейчас?
Я работал в АЛРОСА, отвечал за создание второго экспортного филиала во Владивостоке. У меня есть опыт работы с алмазными дилерами, я лично знаю половину клиентов АЛРОСА. После АЛРОСА поработал два года в одном из старейших алмазных дилеров в мире, который старше De Beers на 20 лет. Смог получить определенную экспертизу как с точки зрения upstream (добывающих компаний), так и с точки зрения алмазных дилеров.
Начну с синтетических камней. Я считаю, что эта тема на самом деле только способствует росту продаж природных алмазов, потому что она приучает новых потребителей к покупкам ювелирных украшений с природными алмазами. И чем дешевле синтетика со временем будет становиться, тем в головах потребителей она будет дальше отдаляться от природных алмазов. Это скорее позитивный факт. Что касается способов их распознавания и оценки – они также развиваются. Сейчас есть технологии на основе блокчейна, которые отслеживают камни от момента добычи до момента продажи уже в ювелирных сетях.
Что касается самого рынка – ему очень много лет и он был создан De Beers за счет мощного продуктового брендинга. De Beers десятки лет тратил на брендинг алмазов. Поэтому спрос стабилен, а предложение уменьшается, потому что алмазы исчерпываются.
Сейчас подорожал свет в Германии. Может, им не до бриллиантов сейчас? Есть же определенный опыт в антикризисе. Ведь спрос стал восстанавливаться после пандемии. Насколько я помню, 2021 и 2020 годы были очень удачными, а до этого был спад и камни подешевели. Что сейчас говорят ваши партнеры и дилеры, что они ожидают?
Если брать в среднем по индексу алмазов, то камни не сильно подешевели, просто прекратились продажи. Это политика крупнейших алмазодобытчиков – АЛРОСА и De Beers, которые просто прекращают продажи, когда падает спрос. Поэтому здесь особой волатильности не было. К тому же, спрос сосредоточен в основном не в Европе, а в Азии, Персидском заливе и Штатах. Есть еще существенный фактор, который сейчас выделяется экспертами. Консенсус-прогноз в том, что в ближайшее десятилетие на рынке будет существенный дефицит камней за счёт того, что сокращается добыча и ликвидируются месторождения. Новые месторождения все сложнее освоить, потому что их осталось мало. Есть исследования, согласно которым в ближайшие 50 лет дефицит алмазов составит 10-15% от спроса.
А если говорить про добычу? Всё-таки Россия – один из крупнейших игроков, есть АЛРОСА, есть другие частные компании. Расскажите с точки зрения инсайдера, как выглядит российский рынок добытчиков алмазов, кто добывает в России?
АЛРОСА существует с советских времён. До конца прошлого века она поставляла продукцию только De Beers. С 1999 года она сама стала продавать свою продукцию. Это, кстати, стало причиной, почему семейство Опеннгеймер продало De Beers. Они испугались того, что из-за наличия второго существенного поставщика рынок обвалится. На самом деле рынок только укрепился и цены пошли вверх.
А кто владеет De Beers?
Сейчас Anglo American – это крупнейшая в мире горнодобывающая компания. De Beers занимает у них около 5% в общем объеме выручки.
Есть ещё одна добывающая компания в России – “АГД Даймондс”. Она раньше называлась "Архангельская геологодобыча", ей 90 лет, она старше АЛРОСА. Она начала добывать алмазы где-то в середине прошлого десятилетия, то есть меньше, чем десять лет назад. Ей владел “Лукойл”, потом он продал компанию “Открытию”, сейчас она принадлежит ВТБ.
Как у них делится доля? Если мне не изменяет память, АЛРОСА добывает 30 млн карат и занимает 93% рынка. Это примерно 1 млн карат?
Нет, АЛРОСА занимает 90% рынка, а 10% занимает “АГД Даймондс” (по деньгам). Они просто очень быстро растут. Сейчас они добывают 5 млн карат.
АЛРОСА продает по долгосрочным контрактам в Индию. А “АГД Даймондс” куда продают? Это государственная компания или это АО?
Нет, это частная компания, которая принадлежала разным акционерам. Они добывают в Архангельской области на месторождении имени Владимира Гриба. У них есть своя система продаж, также как и АЛРОСА, полностью ориентирована на экспорт. В основном у них покупают средние и мелкие алмазные дилеры, которым АЛРОСА не дает возможности стать долгосрочным клиентом.
Скажите, а какое будущее у российских алмазов, у добычи? Я так понимаю, что есть определенные сложности с геологоразведкой. Тот проект, который вы сейчас возглавляете, связан с первым в России IPO алмазодобывающей компании. Откуда появилась эта идея? Что она из себя представляет?
До 2015 года алмазы были стратегическим сырьем, получить поисковую лицензию могла только АЛРОСА в Якутии. “АГД Даймондс” - ещё советское геологоразведочное предприятие, открывшее трубку - смогла получить лицензию в Архангельской области. В 2015 году алмазные россыпи перестали быть стратегическим сырьем. С 2016 года любой желающий мог получить лицензию. Компания АЛМАР получила две лицензии на разведку россыпей на севере Якутии на двух месторождениях.
Как выглядит добыча в этих случаях? Люди кидают алмазы лопатами в самосвал?
На начальном этапе разведки, в принципе, так и было. Конечно, все это механизировано, технология очень простая: зимой песок собирается, когда ручьи замерзают, бульдозеры вскрывают песок достаточно большими зубьями, потом экскаваторы его загружают в самосвал, самосвалы отвозят в специальные хранилища. Летом это все тает и поступает на обогатительную фабрику, которая из себя представляет несколько сит с разными размерами и под конец специальное оборудование – рентгеноскопы, которые отслеживают алмазы. Они дорого стоят, потому что в отличие от месторождений других полезных ископаемых, алмазы распространены всего лишь в нескольких странах и их количество постепенно сокращается. Например, в 2020 году из алмазодобывающих стран выбыла Австралия, потому что все месторождения там исчерпались. Есть такой прогноз, что к 2030 году основными регионами добычи алмазов останется только Россия и несколько стран Африки. В Канаде и Австралии месторождения закончатся.
А какие сейчас происходят изменения в сбыте? Санкции наложили определенный эффект?
Они наложили основной эффект на АЛРОСА, потому что она попала под санкции. Алмазные дилеры не понимают до сих пор, как на них повлияют вторичные санкции, потому что страны, которые в санкционный список включили камни, включили российские бриллианты, а не алмазы. Россия очень мало поставляет на экспорт бриллиантов. Если взять общий объем, это примерно несколько процентов от объемов продаж. В основном, на экспорт идут алмазы: 90% - в Индию, около 5% - в Китай, остальные 5% - другие страны. Проблема в том, что покупатели опасаются вторичных санкций в случае, если эти камни, которые не купили у российских алмазодобывающих предприятий, будут огранены и поставлены, допустим, на рынок США в виде бриллиантов.
Кто, кроме АЛРОСы, будет добывать алмазы в России? Расскажите про этот проект.
В 2016 году АЛМАР получила две лицензии. Компания была создана бывшими сотрудниками АЛРОСА. Это люди, которые разведывали в этом регионе месторождения россыпей алмазов, которые осваивали их в должностях главный геолог, главный инженер, главный обогатитель. Люди, которые продавали алмазы. У них очень большая экспертиза. Команда компании отобрала несколько участков, которые наиболее перспективны и занялась их геологоразведкой.
Сколько нашли?
Несколько сот карат. Сейчас этого, в принципе, достаточно. Для того, чтобы защитить запасы, нужно несколько тысяч карат. Отобрано 3000 проб тонн, которые сейчас обогащаются. По итогу мы рассчитываем, что будет несколько тысяч карат, которые дальше уже позволяют подтвердить запасы и получить добычную лицензию.
Вы ожидаете 30 млн карат на двух месторождениях?
Одно месторождение - классическое. Сейчас по прогнозам объем около 2 млн карат, но с хорошей средней стоимостью в 90 долларов. Это чуть выше, чем у АЛРОСА на соседних участках: обычно это около 80 долларов. А по второму существенно больше – около 7 млн карат. Но средняя стоимость ниже – примерно 17 долларов.
А правильно я понимаю, что 50% этих алмазов – индустриальные?
По россыпям меньше. Если сравнивать северные якутские месторождения АЛРОСА с месторождениями в Архангельске – там примерно 30-40% технического сырья в каратах, а в деньгах это всего 2-3%.
А куда они используются?
Идут на оборудование. Но вообще АЛРОСА все продает для ювелирных целей, в том числе и индустриальное сырье. Мы тоже рассчитываем также продавать.
Почему в России не попадает сырье на внутренний рынок? И почему в России нет бриллиантов?
Я со стороны производителя, как человек, который продавал алмазы в АЛРОСА, который будет в будущем это делать в составе АЛМАР, могу сказать, что крупному алмазодобытчику интересны объемы. Средний размер бокса, который АЛРОСА выставляет - это 300 тысяч долларов.
Нормально, мы покупаем. Но почему-то мы стоим в таком конце списка, что до нас ничего никогда не доходило.
Потому что надо купить хотя бы 1000 таких боксов, чтобы встать в середине.
Это на 300 млн?
Да.
А как же патриотизм российских компаний? Как же вырасти до таких размеров?
Долгие годы была преференция – экспортная пошлина 6%. Это вылилось в то, что многие компании говорили, что они занимаются огранкой, но по факту они перепродавали на внешние рынки, за счёт этой маржи существовали. Я согласен, что сейчас идет перекос в другую сторону, мне кажется, через какое-то время этот рынок сбалансируют. Сейчас как раз хороший момент российским огранщикам заявить о себе. Объединиться вокруг ассоциации ювелиров и заявить о себе государству, потому что государство – основной акционер АЛРОСА.
У нас есть такой честолюбивый план. Мы должны гранить через 5-7 лет около 100 000 карат и закупать у АЛРОСА около 25 млн долларов. Мы даже посчитали, сколько гранщиков нужно: порядка 500 человек. Что мне нужно сделать, чтобы этот проект осуществился? У нас есть инвесторы, есть деньги, будем наращивать объем.
Я думаю, что раньше был объективный барьер, допустим НДС на алмазы, сейчас его сняли.
У нас огранщиков-то нет, по большому счёту в стране осталось 2000 огранщиков. Для сравнения в Индии 700 тысяч огранщиков, по некоторым оценкам. То есть обменяться не с кем. Залогом успеха является правильное ценовое предложение от АЛРОСА?
Что значит правильное?
Пусть оно будет такое же, как они продают индусам. Это ж нормально?
Нормально, да. Просто индусы могут покупать дороже. Ведь не секрет, что в Индии существует механизм поддержки субсидирования процентной ставки по кредитованию.
Не очень понимаю.
Алмазные дилеры за счет чего существуют? Они middle stream – подручное звено между добытчиками, огранщиками и ювелиркой. Они покупают то, что продают крупной компании маркетмейкеры. Дальше сортируют то, что нужно огранщикам, и продают им, но они часто продают по такой же цене, как купили у АЛРОСА, даже чуть дешевле. За счёт чего он зарабатывает? За счёт того, что он продает в кредит огранщикам и получает за это примерно процент в месяц. С учётом того, что АЛРОСА и De Beers долгосрочным клиентам даёт отсрочку платежа в 90 дней, у него получается, грубо говоря, 20% годовых. На этом алмазные дилеры живут. На самом деле все это очень упрощенно. Цена всё-таки волатильна, она меняется. Бывает высокий или низкий спрос, поэтому у них доходность получается 5-10%.
Сейчас нет хорошего момента для коллаборации с государством, какая-то специальная политика по поддержке?
Сейчас очень хороший момент, потому что у АЛРОСА скопились достаточно большие стоки и, мне кажется, это хороший способ идти и разговаривать, просить государство, чтобы оно помогло с точки зрения обеспечения финансовых возможностей для российских покупателей.
Это мы будем долго просить. А вы верите в рынок российских бриллиантов? Ведь не секрет, что серый рынок от 500 млн до 1 млрд долларов оценивается. А официально мы граним на 100 млн долларов. С чем связан такой дисбаланс?
Дисбаланс в том, что государство – основной акционер АЛРОСА, ему сложно сидеть сразу на нескольких стульях. Очевидно, что если какие-то преференции создаются для кого-то, пусть даже для местных российских огранщиков, в этом случае АЛРОСА теряет выручку, теряет в НДПИ государство, в налогах и так далее. Ему очень сложно здесь размениваться. Проще работать с одним крупным налогоплательщиком, источником дохода, чем с мелкими. Ситуация, которая тянулась до 2016 года с экспортной пошлиной, создала определенные негативные представления о рынке. Я думаю, что нужно время и систематические усилия для того, чтобы государство опять поверило в рынок и стало поддерживать его. По крайней мере, в Якутии местные власти очень активно поддерживают АЛМАР.
Странно, что вы были в Китае, вы работали в Бельгии – это страны, у которых нет сырья, но которые создали отдельную отрасль в своей экономике, связанную с бриллиантами. Тот же самый Дубай. Вам не кажется, что это не только государственная особенность отсутствия государственных привилегий, но ещё может быть что-то в людях есть, может быть мы что-то не доделываем?
Это, наверное, от того, что у нас очень богатые природные ресурсы, там такого нет. Там ты должен руками трудиться. Здесь ты можешь выкопать лопатой и продавать. Как сейчас есть такой образ алмазодобытчиков, что люди просто копают лопатами и загребают деньги. На самом деле, я думаю, это связано с тем, что государство ориентировано на крупных игроков рынка и исторически основные ресурсы, понятные для государства – это природные ресурсы, не трудовые. Если брать Китай, Индию, там основной ресурс – трудовой. Стоимость работы огранщика существенно дешевле. Доступ к финансовым ресурсам более простой.
⠀⠀
⠀⠀
*В Сегменте «СПБ Юниоры» имеются ограничения по кругу инвесторов в силу Правил торгов СПБ Биржи.