Привела в порядок икону св. Иоанна Предтечи - парную недавнему св. Серафиму (собрала наконец все записи по теме реставрации ) , вот в таком виде она ко мне попала:
Икона поздняя, из недорогих, но качество технологическое - вполне приличное: поэтому болезни известные и как лечить - понятно.
Это нижний регистр иконы: видно, как вспучен красочный слой, комочки краски собрались высокими полусферами. Этот дефект - следствие разной скорости высыхания краски и зашитного покрывного слоя. Краска - новоизобретённая тогда, во времена викторианской промышленной революции - всеми любимого времени паропанка :) - очень красивая внешне имитация красных лаков, так называемый крапплак.
В отличие от органического настоящего крапплака (который использовал, например, прекрасный Вермеер) эта версия - нестойкая химически и физически. Да, моя профессия - это умение разбираться в органической и неорганической химии, в истории искусства, в несложной физике простых тел. Да, заодно для тех, с кем мы говорим время от времени об искусстве и реставрации: только что посмотрела бессонными ночами французский сериальчик "Искусство преступления" \ L'art du crime, довольно свежий, прям по моей теме: красиво снятый Лувр, реставрационные мастерские, отдел полиции по борьбе с хищениями произведений искусства, всё такое :) Первый сезон куда лучше продолжений, увы - во всех отношениях; но картинка хороша.
Так вот возвращаясь к русской иконе и её продлению её жизни: вот фрагмент блюда, на которое помещена голова (историю вы знаете, конечно: меня ж бесконечно смущает сам нарратив, который предлагается использовать в виде_иконы_. Ну, об этом мы говорим со студентами, которым интересно не только про скопировать-написать-как_надо.)
Слой металла тоже пострадал - площадь грунта под ним уменьшилась, ему пришлось собраться складочками. Ещё здесь видны длинные узкие выпады неправильной формы - всё это надо приводить в порядок.
Вот так икона стада выглядеть после технических реставрационных операций: швы заполняются, загрязнения исчезли, проблемы минимизированы и остановлены.
А вот это промежуточное состояние: рельеф собран, первые тонировки нанесены:
Чем я работаю: предпочитаю японские профессиональные материалы, качество их фантастическое.
Всё это делается дооооолго. В работе у меня всегда несколько икон; пока одна ждёт просыхания, иные проходят активную стадию.
В итоге получается примерно такое:
...Своих студентов-иконописцев учу и основам реставрации тоже: они непременно должны разбираться в технологии живописи. ну и радоваться истории иконописи - тоже дело полезное :)
* Спасибо за прочтение.
Если вам было интересно, поставьте, пжлст, сердечко. Это вдохновляет на следующие записи.