Его выгнали из училища за прогулы, а под своими первыми проектами он даже не мог поставить собственную подпись. Вспомним главные московские работы Федора Шехтеля в честь дня рождения знаменитого русского архитектора.
Особняк Зинаиды Морозовой: средневековый замок в центре светской московской жизни
Русский модерн родился на деньги промышленников и банкиров — новые люди требовали новых форм. Например, предприниматель и меценат Савва Морозов, мечтавший об английском особняке в Москве, пригласил на должность архитектора молодого Федора Шехтеля. По купеческому заказу почти неизвестный тогда мастер без диплома возвел средневековый английский замок и запустил моду на готику в деловых кругах Москвы начала 20-го века.
Во внешнем оформлении неоготического особняка Шехтель проработал все до мельчайших деталей: устремленные вверх башенки, зубцы крепостной стены, стрельчатые окна, мифологические химеры и львы. Готика, которая присутствует на фасаде здания, также повторяется и в интерьерах, но дополнена ампиром, барокко и классикой. Внутреннее оформление Шехтель создавал бок о бок с молодым Михаилом Врубелем.
Построенный особняк быстро окрестили «московским чудом», а достался он любимой жене Саввы Морозова — Зинаиде. Эта женщина «большого ума, с прирожденным тактом, вся увешанная дивными жемчугами» превратила дом в центр светской жизни города. На здешних приемах бывали Сергей Витте, Антон Чехов, Исаак Левитан и Федор Шаляпин. Только Савва Морозов на таких вечерах почти не присутствовал — для него Шехтель предусмотрел отдельный тихий кабинет с «почти холостяцкой», по мнению Максима Горького, спальней.
После смерти мужа Зинаида Морозова продала дом. Его выкупил меценат Михаил Рябушинский и поселился здесь со своей огромной коллекцией картин русских и зарубежных авторов. Перед вынужденной эмиграцией в 1917 году хозяин, в надежде вернуться, спрятал большую часть собрания картин в стенах особняка. Но Рябушинский прожил остаток жизни в Англии, а его дом национализировали.
После нескольких лет работы государственных учреждений в здании расположился дом приемов иностранных делегаций. В 1943 году страны-союзницы подписали здесь Московскую декларацию, ставшую предпосылкой создания ООН, а в 1963-м в этих стенах приняли решение о запрете испытаний ядерного оружия. Сегодня в особняке тоже проводят международные конференции и встречи, а посмотреть на его внутреннее убранство можно только в дни исторического и культурного наследия. Это 18 апреля — Международный день охраны памятников и достопримечательных мест, и 18 мая — Международный день музеев.
Особняк Рябушинского: господский дом, ставший музеем главного писателя соцреализма
Михаил Рябушинский купил дом Зинаиды Морозовой не только из-за эстетических соображений — совсем рядом выстроил усадьбу его брат и ярчайший представитель купеческой династии Рябушинских — Степан Павлович. Он тоже заказал городской особняк в самом центре Москвы своему другу Шехтелю.
Здание особняка по просьбе владельца Шехтель отодвинул вглубь участка — на Малую Никитскую улицу выходит только парадное крыльцо в форме прописной буквы П. На фасаде намеренно укрупненные окна разного размера, решетки под вьющиеся ростки дерева, балконы в рыбью чешую и спирали — авторская особенность орнаментов Шехтеля.
Пространство дома внутри имеет символическое деление. Первый этаж — подводный мир в серо-зеленом мраморе: парадная лестница в виде волны, дверные ручки — морские коньки и светильник-медуза, который при изменении ракурса принимает вид черепахи.
Второй этаж — мир земной с постоянными аллегориями на противостояние добра и зла, а третий — небесный. Под крышей здания располагалась тайная молельня: Рябушинский был старообрядцем и в начале 20-го века открыто молиться не мог. Хозяин даже коллекционировал в доме старинные иконы, и в усадьбе располагалась реставрационная мастерская.
После революции здание попало в руки городских властей. В 1920-е годы здесь работал советский психолог Александр Лурия, а также располагался экспериментальный детский сад, где дети советской элиты (и даже сын Сталина) воспитывались вместе с сиротами.
Через десятилетие в усадьбе поселился Максим Горький. Он не любил этот «дом-дворец», где за каждой дверью было ухо НКВД, но именно здесь судьба расположила музей-квартиру писателя с сохраненной библиотекой и интерьерами Горького. Сегодня этот музей позволяет насладиться шехтелевским шедевром не только снаружи, но и изнутри.
Ярославский вокзал: северорусская диковинка, построенная по самым современным технологиям
В 1897 году в Москве прогремела авария: прибывший на перрон поезд врезался в здание Ярославского вокзала. Тогда железнодорожный вокзал, который еще и не справлялся с возросшим количеством пассажиров, решили реконструировать. Создателем нового проекта стал Федор Шехтель.
План архитектора, в котором суровый русский стиль сочетается со «стройностью северных построек», понравился императору. Было принято строить по-новому: с железобетоном и металлоконструкциями — это оказалось проще и дешевле. Здесь Федор Осипович использовал идеи своих павильонов с Международной выставки в Глазго, переложив их с языка деревянного зодчества на язык капитального строительства.
Здание Ярославского вокзала удачно соединило в себе технические инновации с архитектурными образами Федора Шехтеля. Зодчий превратил вокзал в северорусскую крепость. Северная тема на фасаде ярко выражена в барельефах с белыми медведями, моржами и чайками. Верхнюю часть стен украшает декоративный «абрамцевский» фриз, изготовленный на московском керамическом заводе Саввы Мамонтова. Его слова «Искусство — серьезнее железных дорог» — словно девиз к великолепному творению Шехтеля.