Аскар Рахимбердиев, CEO облачного сервиса "МойСклад", амбассадор малого и среднего бизнеса считает, что уход западных брендов и разрешение параллельного импорта способствовали активной работе с новыми рынками
МОСКВА, 5 августа. /ТАСС/. Маркетплейсы РФ с конца февраля 2022 года фиксируют рост количества продавцов в среднем в 2-4 раза по сравнению с предыдущим годом. Такое явление обусловлено выгодными условиями, которые предоставляют онлайн-площадки при волатильности рынков на фоне кризиса и санкций и достаточно низким порогом входа, считают опрошенные ТАСС игроки рынка и эксперты.
Рост числа продавцов на маркетплейсах не останавливался с 2020 года, но в течение последних месяцев он усилился. Есть как рыночные закономерности, так и напрямую связанные с санкциями, отметил CEO облачного сервиса "МойСклад", амбассадор малого и среднего бизнеса Аскар Рахимбердиев.
"Торговые онлайн-площадки активно работают над привлечением новых селлеров, расширяя спектр услуг в области логистики и фулфилмента (весь комплекс операций с момента оформления заказа покупателем и до момента получения им покупки - прим. ТАСС), разнообразием предлагаемых моделей, а также специальных инструментов для продвижения, создания рекламного контента и финансового анализа. Продавать на маркетплейсах становится технически проще. Предприниматели чаще отдают им предпочтение, так как старт здесь быстрее и дешевле по сравнению с розничной точкой или интернет-магазином. Многочисленные блогеры и школы маркетплейсов активно пропагандируют легкий заработок на онлайн-гипермаркетах. Есть тенденция среди тех, кто лишился работы, пробовать себя на маркетплейсах", - считает собеседник агентства.
Уход западных брендов и разрешение параллельного импорта, также, на его взгляд, сыграли на руку селлерам - они стали активно работать с новыми рынками и привозить товары покинувших РФ брендов. По данным аналитиков облачного сервиса "МойСклад", на первом месте товаров из списка параллельного импорта как раз товары для дома, на втором - одежда, на третьем - электроника и бытовая техника. "Санкционное давление пока положительно сказывается на росте маркетплейсов, чего не скажешь о рознице, которая демонстрирует снижение оборотов четвертый месяц подряд", - добавил он.
Поддержка в условиях неопределенности
На рынке электронной коммерции растет число активных селлеров - тех, кто осуществляет реальные продажи и получает выплаты от маркетплейсов: таких на всех крупных маркетплейсах в совокупности стало больше на 23% (июль против февраля 2022 года), рассказали в Тинькофф eCommerce.
"Выше других оцениваем рост по числу активных селлеров-клиентов "Тинькофф" на Ozon +42%, затем - Aliexpress +29%, Wildberries +20% и Яндекс.Маркет +19%. При этом обороты каждого селлера в среднем практически не меняются - это говорит о том, что предел насыщенности рынка еще не достигнут несмотря на растущую конкуренцию", - рассказали в пресс-службе банка.
В марте - июне 2022 года к Wildberries впервые присоединились 228 500 представителей бизнеса, а их общее число превысило уже 840 000 - это почти в 4 раза больше, чем в 1 полугодии 2021 г. Доля российских брендов выросла на 8% до 72% от общего оборота. В первой половине 2022 года продажи предпринимателей, представляющих отечественные бренды, на Wildberries выросли на 116% год к году, рост в штуках составил +91%. Самой востребованной российской продукцией стали футболки, книги, платья, кремы, постельное белье, сумки и конфеты.
"Российские предприниматели продолжают расширять сотрудничество с маркетплейсами так как это позволяет им быстро получить доступ к широкой лояльной покупательской аудитории, а также дает возможность развиваться сегменте e-commerce без необходимости инвестировать в создание собственной логистики, торговых точек и т. д. Кроме того, мы развиваем собственную онлайн-платформу так, чтобы сотрудничество с нами было удобно и выгодно для всех предпринимателей вне зависимости от масштаба их бизнеса: как для крупного бизнеса, так и для небольших предприятий, ИП и самозанятых", - рассказали в пресс-службе маркетплейса.
Число активных продавцов на "Яндекс Маркете" в первом квартале 2022 года выросло более чем в три раза в сравнении с прошлым годом, во втором квартале рост продолжался. По данным на конец июня с площадкой сотрудничают более 48 тыс. продавцов, включая представителей малого и среднего бизнеса.
"В марте мы заметили всплески по заявкам на подключение, прирост был особенно заметным в категориях товаров для дома, одежды, обуви и аксессуаров, а также товаров для строительства и ремонта. Магазины активно подключались к платформе в период повышенной неопределенности, поскольку это помогало лучше адаптировать бизнес к изменениям: "Маркет" первым среди российских маркетплейсов предложил поддержку продавцам в условиях повышенной волатильности. Кроме того, маркетплейсы - это самый быстрорастущий канал продаж, они помогают продавцам быстро выйти в онлайн (срок подключения составляет 1-3 дня). Если предприниматель будет создавать свой сайт с нуля и продвигать его, ему потребуется гораздо больше денег, времени и усилий, чтобы получить такую же отдачу. Также при подключении к маркетплейсу магазин получает готовую инфраструктуру, ему не нужно с нуля выстраивать собственную логистику," - рассказали в пресс-службе маркетплейса.
Диверсифицируй и властвуй
Количество заявок на подключение к "СберМегаМаркету" в 1 квартале 2022 года увеличилось на 261,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А количество подключившихся продавцов к маркетплейсу во 2 квартале 2022 увеличилось в 3,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2021 года.
"Рост связан с устойчивой динамикой развития e-commerce в России и экспансией "СберМегаМаркета" в регионы, а также с активным интересом предпринимателей к маркетплейсам в целом в связи с диверсификацией каналов дистрибуции продаж в текущих условиях. И этот тренд будет сохраняться. Мы видим растущий интерес к площадке как среди крупных компаний и лидеров сегментов, так и от индивидуальных предпринимателей и небольших ООО," - рассказали в пресс-службе маркетплейса.