Предыдущие части:
Ассоциация №8. Современная албанская музыка.
Музыка - один из самых древнейших человеческих способов выразить свои чувства и выстроить контакт с окружающим миром. Была она и в Албании. С очень незапамятных времен. Привет, иллирийцам и древним грекам!
Но опустим все многочисленные подробности. Ибо вряд ли кому-то будет интересна албанская народная музыка, средневековое хоровое пение или коммунистические песни, восхваляющие режим.
Нет!
Лишь оооочень и очень кратко пройдемся по наиболее ярким страницам современной музыкальной истории.
В начале 1990ых стало понятно - мир меняется. Изоляционизм уходит в небытие, а со всех сторон (в первую очередь с Запада и Турции) в Албанию мощными потоками врываются современные и модные течения.
Панк, хип-хоп, метол. Обилие новых жанров буквально сносит крышу молодому поколению.
Но нельзя сказать, что своего рока в Албании (ну или, по крайней мере, в Косово) не было. Был на нелегальном статусе. И очень мало. Например: Gjurmët, Ilirët, Minatori и Menkis и т.д.
Официально первой рок-группой Албании считается Megaherz, основанная гитаристом Бледаром Сейко.
Однако, 90ые годы на Балканах были тем еще адом. Войны, геноциды, кровь, кишки. Что, собственно, сделало наиболее популярными в тот период патриотические песни и музыку, прославляющую победы косовско-албанского оружия.
Из наиболее известного: Marshi i UÇK - Марш Армии Освобождения Косова.
Конец коммунистической эпохи/открытие границ и страх перед надвигающимся балканским Апокалипсисом - сделали доступным многим албанцам путь к эмиграции на Запад - в более безопасные и экономически сильные страны.
Итог? Некоторые известные американские/британские певцы и певицы ртом этнически являются албанцами или косоварами (детьми тех, кто завел свой красный трактор). Дуа Липа, Эйва Макс, Рита Ора. Тысячи их.
В 2000-ые годы ситуация в стране "Орла" и в частично признанной стране "Орленка" чутка выправилась. А значит на культурную авансцену стали выходить местные звезды и некоторые весьма успешно забрались в мировые чарты: в списках Арилена Ара, Эра Истрефи и т.д. Последняя, к слову, на российском ЧМ по футболу 2018 исполнила официальный гимн турнира (вместе с Уиллом Смитом и каким-то колумбийским ноунеймом).
Отдельно стоит упомянуть албанский музыкальный фестиваль "Festivali i Këngës" (досл. "Фестиваль Песни"). Проводится он с 1962 года, имеет богатую историю (например, в 1972 году Энвер Ходжа "раскулачил" всех организаторов Кёнгеса из-за аморальности текстов), а с 2004 г. служит внутренним отбором на Евровидение.
По результатам на главном европейском музыкальном конкурсе - не очень успешно. Наивысший результат - 5 место у Роны Нишлиу в 2012 году. Да и песней, в традиционном смысле слова, ее хит трудно назвать. Скорее, что-то постмодернистское, непривычное уху среднестатистического европейца.
Наверное, такой перфоманс лучше всего и характеризует саму Албанию - самобытную, глубокую, возможно, не совсем понятую, но очень яркую и культурно богатую.