Повторяем орфографию за 5 класс. О, Ё после шипящих в корне

2,4K прочитали
Предлагаю рабочий лист, который содержит материал для повторения правила и несколько упражнений для его отработки. Также в статье есть ссылка на презентацию с дополнительным материалом по теме.

Предлагаю рабочий лист, который содержит материал для повторения правила и несколько упражнений для его отработки. Также в статье есть ссылка на презентацию с дополнительным материалом по теме.

Можно использовать на уроках обобщающего повторения в 5 классе, для актуализации знаний в 6-ом и для репетиторских занятий.

Теория

Выделите корни. Поставьте ударения. Проанализируйте данный материал. Объясните, когда в корне слова после шипящей пишется буква «ё», а когда буква «о».

Предлагаю рабочий лист, который содержит материал для повторения правила и несколько упражнений для его отработки. Также в статье есть ссылка на презентацию с дополнительным материалом по теме.-2

Дополните правило.

  • В корне слова после _________________ под _________________ пишется буква Ё, если к слову ___________ подобрать ______________________ слово с буквой ___.
  • В корне слова после ________________ под __________________ пишется буква О, если к слову __________ подобрать _______________________ слово с буквой ___ .
  • В корне слова после ________________ без ______________ пишется буква ___ .

Запомните!Корень ЖОГ пишется в существительных, корень ЖЁГ– в глаголах! (совершить поджОг, НО поджЁг сарай).

Задания

Упражнение 1

Подберите к словам однокоренные с буквой Ё в корне.

шелковистый

щелчок

желудёвый

щеголять

щека

чернеть

челнок

вычеркнуть

желтизна

дешевизна

Упражнение 2

Вставьте пропущенные буквы. Там, где это возможно, подберите однокоренные слова с буквой Е в корне.

Щ__тка

щ__голь

расч__ска

ш__лк

ч__лка

ш__фёр

капюш__н

пощ__чина

ж___сткий

молодож__ны

ч___рствый

ш__колад

ш___пот

пш__нка

ш__рох

крыж__вник

деш__вый

ж__рнов

уч__ба

ш__мпол

ч__порный

щ__лка

реш__тка

ш__ссе

беч__вка

ж__лчь

(он) ш__л

ж__рдочка

(ровный) ш__в

веч__рка

ж__лоб

ж__ваный

прич__ска

ш__тландец

Упражнение 3

Распределите словосочетания в зависимости от написания букв Ё или О в корне.

Обж…г руку, заж…г факел, сж…г сухую траву, лечить ож…г ноги, произведён подж…г травы, приж…г рану, преднамеренный подж…г.

Корень -ЖОГ- / Корень -ЖЁГ-

Перед выполнением следующего задания я рекомендую сначала поработать с небольшой презентацией, в которой даны наиболее сложные для пятиклассников слова с буквой О после шипящих в корне. Среди них есть такие, значения которых многие дети вообще не знают. К этой статье прикрепляю скрины слайдов. Ссылку на саму презентацию найдете в конце публикации.

Упражнение 4

Перед вами поле, которое разделено на 15 квадратов. Рядом даны ряды со словами. Каждое слово соответствует своему квадрату на поле. Выберите нужную букву в каждом слове и закрасьте любым цветом квадраты, соответствующие словам с буквой О. Если вы правильно закрасите все квадраты, то получите изображение.

Предлагаю рабочий лист, который содержит материал для повторения правила и несколько упражнений для его отработки. Также в статье есть ссылка на презентацию с дополнительным материалом по теме.-4

1. ш(о/ё)рох, ож(о/ё)г (на руке), ш(о/ё)мпол;

2. трущ(о/ё)бы, ж(о/ё)сткий, ш(о/ё)в;

3. ш(о/ё)рты, деш(о/ё)вый, крыж(о/ё)вник;

4. ш(о/ё)ссе, уш(о/ё)л, ш(о/ё)ры;

5. (совершить) подж(о/ё)г, ж(о/ё)кей, трщ(о/ё)тка.

Файл для распечатки, ответы к заданиям и презентацию можно скачать здесь.

Другие идеи и материалы для ваших уроков на канале "Учительская мастерская" и в группе ВК.