Предлагаю рабочий лист, который содержит материал для повторения правила и несколько упражнений для его отработки. Также в статье есть ссылка на презентацию с дополнительным материалом по теме.
Можно использовать на уроках обобщающего повторения в 5 классе, для актуализации знаний в 6-ом и для репетиторских занятий.
Теория
Выделите корни. Поставьте ударения. Проанализируйте данный материал. Объясните, когда в корне слова после шипящей пишется буква «ё», а когда буква «о».
Дополните правило.
- В корне слова после _________________ под _________________ пишется буква Ё, если к слову ___________ подобрать ______________________ слово с буквой ___.
- В корне слова после ________________ под __________________ пишется буква О, если к слову __________ подобрать _______________________ слово с буквой ___ .
- В корне слова после ________________ без ______________ пишется буква ___ .
Запомните!Корень ЖОГ пишется в существительных, корень ЖЁГ– в глаголах! (совершить поджОг, НО поджЁг сарай).
Задания
Упражнение 1
Подберите к словам однокоренные с буквой Ё в корне.
шелковистый
щелчок
желудёвый
щеголять
щека
чернеть
челнок
вычеркнуть
желтизна
дешевизна
Упражнение 2
Вставьте пропущенные буквы. Там, где это возможно, подберите однокоренные слова с буквой Е в корне.
Щ__тка
щ__голь
расч__ска
ш__лк
ч__лка
ш__фёр
капюш__н
пощ__чина
ж___сткий
молодож__ны
ч___рствый
ш__колад
ш___пот
пш__нка
ш__рох
крыж__вник
деш__вый
ж__рнов
уч__ба
ш__мпол
ч__порный
щ__лка
реш__тка
ш__ссе
беч__вка
ж__лчь
(он) ш__л
ж__рдочка
(ровный) ш__в
веч__рка
ж__лоб
ж__ваный
прич__ска
ш__тландец
Упражнение 3
Распределите словосочетания в зависимости от написания букв Ё или О в корне.
Обж…г руку, заж…г факел, сж…г сухую траву, лечить ож…г ноги, произведён подж…г травы, приж…г рану, преднамеренный подж…г.
Корень -ЖОГ- / Корень -ЖЁГ-
Перед выполнением следующего задания я рекомендую сначала поработать с небольшой презентацией, в которой даны наиболее сложные для пятиклассников слова с буквой О после шипящих в корне. Среди них есть такие, значения которых многие дети вообще не знают. К этой статье прикрепляю скрины слайдов. Ссылку на саму презентацию найдете в конце публикации.
Упражнение 4
Перед вами поле, которое разделено на 15 квадратов. Рядом даны ряды со словами. Каждое слово соответствует своему квадрату на поле. Выберите нужную букву в каждом слове и закрасьте любым цветом квадраты, соответствующие словам с буквой О. Если вы правильно закрасите все квадраты, то получите изображение.
1. ш(о/ё)рох, ож(о/ё)г (на руке), ш(о/ё)мпол;
2. трущ(о/ё)бы, ж(о/ё)сткий, ш(о/ё)в;
3. ш(о/ё)рты, деш(о/ё)вый, крыж(о/ё)вник;
4. ш(о/ё)ссе, уш(о/ё)л, ш(о/ё)ры;
5. (совершить) подж(о/ё)г, ж(о/ё)кей, трщ(о/ё)тка.
Файл для распечатки, ответы к заданиям и презентацию можно скачать здесь.
Другие идеи и материалы для ваших уроков на канале "Учительская мастерская" и в группе ВК.