Найти тему
{КолонКа}

Стереотипы и пропаганда.

Материал написан 24.05.2018, но сейчас актуально, как никогда!

Стереотипы составляют основу мифов, на которых базируется любая идеология. Средства массовой информации в любом обществе с помощью метода стереотипизации внедряют в сознание читателей, слушателей, зрителей различные мифы и иллюзии. Для закрепления в сознании масс стереотипов пропаганда практикует многократное, настойчивое повторение одних и тех же слов, фраз, которые в конце концов становятся символами. Постоянное воспроизведение сфабрикованных стереотипов создает предпосылки для их некритического восприятия и усвоения аудиторией. Большую роль здесь играет внушение стереотипных представлений без особых доказательств, логических построений, в ряде случаев только со ссылкой на «авторитет».

Стереотипы могут создаваться на разных уровнях сознания: на теоретическом (например, в доктринах) и в практике пропаганды и психологической войны (средствами массовой информации). Внедрение их в сознание человека в обществе идет с детства. В этом участвуют школа, семья, религия, но наиболее интенсивно такое воздействие осуществляется печатью, радио, телевидением. В практике журналистики используются рисованные стереотипы, в частности национальные символы — «дядя Сэм» (США), британский лев (Англия), русский медведь; особенно часто они находят отражение в карикатурах, призванных вызвать реакцию одобрения или неодобрения, в комиксах. Комиксы успешно формируют установки отношения ко многим фактам современной политической действительности.

Пропагандистская деятельность средств массовой информации в любом современном обществе строится на внедрении в сознание людей его «ценностей» в виде системы стереотипов — стандартов поведения, социальных мифов, политических иллюзий. Стереотипизация, т.е. психологическое воздействие с помощью создания иллюзорных стереотипов, — один из главных методов пропаганды. Впервые понятие социальный стереотип применительно к практике пропаганды использовал американский журналист Уолтер Липман (1889— 1974) в своей книге «Общественное мнение» (1922 г.). Выработанная им концепция, развитая в дальнейшем его последователями, стала теоретической основой пропагандистского метода стереотипизации общественного мнения.

Липман, подвергнув анализу массовое, обыденное сознание и роль прессы в формировании общественного мнения, пришел к выводу, что решительно всем процессом восприятия управляют стереотипы — предвзятые мнения. При разработке своей концепции он опирался на данные психологической науки о рефлекторном характере психической деятельности человека.

Сущность его концепции сводится к следующему: раз «человек сначала представляет мир, а потом уже видит его», поскольку «реальная действительность слишком обширна, сложна и изменчива для непосредственного знакомства с ней», человек перестраивает окружающий мир «по простой модели». Под влиянием информации о событиях, а не непосредственного наблюдения за ними, утверждает Липман, в сознании человека складываются упрощенные образы, стандартизированные представления об окружающем мире, «картинки в наших головах», или стереотипы. Но, основанные на внешнем, поверхностном знании о явлениях или предметах, они могут быть ложными. Сам Липман разграничивал внешний мир и «картинки в головах», подчеркивая их неадекватность, т.е. указывал на иллюзорный характер стереотипов. Процесс познания, восприятия нового, говорит он, — это процесс подведения, механической подгонки еще неизвестного явления, факта под устойчивую общую формулу или образ. Происходит стандартизация явления, что является нормой, законом. Стереотипы, выступающие в качестве стимула, призваны вызвать у человека реакцию — это чувства симпатии и антипатии, страха и гнева, любви и ненависти по отношению к тем или иным социальным явлениям. Первая причина использования стереотипов, по его мнению, — необходимость экономии времени и усилий. Действительно, когда сложные идеи воплощаются в упрощенном собирательном образе, то на восприятие и осмысление их требуется меньше времени и усилий. Стереотипы отучают человека анализировать явления, критически их оценивать, приучают принимать их безоговорочно. Предвзятость также характерное, по Липману, свойство стереотипа. Устойчивость и предвзятость эмоционального символа могут способствовать превращению его в ярлык, предрассудок, предубеждение. Такой стереотип прочен, его трудно разрушить.

Липман считал, что каждой категории людей свойственны свои стереотипы и антагонизм между людьми определяется не их классовым положением, не различным отношением к средствам производства, а «различием между их стандартами стереотипов». Соответственно, объединить людей может «единый символ». В качестве такового Липман предлагал «американизм».

Соответствующий набор символов, стимулов воздействует на человека, с одной стороны укореняя его веру в существующий строй, вызывая положительные эмоции — одобрение, симпатию, а с другой — вызывая негативные эмоции — чувства страха, ненависти, гнева ко всему, что этому строю угрожает. Психологическое воздействие с помощью таких эмоционально окрашенных моделей будет иметь эффект, потому что то влияние, которое «создают и поддерживают стереотипы», является «наиболее глубоким и тонким». Основное достоинство концепции У. Липпмана в том, что в ней подчеркивается особая роль эмоциональных и иррациональных факторов в процессе формирования общественного мнения. Американский социолог Янг, например, в книге «Социальная психология» вслед за Липманом абсолютизирует стереотипы, утверждает, что классовые идеологии состоят «из стереотипов, социальных мифов и легенд». Набор стереотипов, по его мнению, помогает «в определении прошлых, настоящих и будущих ситуаций».

Что касается теоретиков и практиков пропаганды, то они не только взяли на вооружение тезис Липпмана о возможности психологической обработки людей с помощью иллюзорных стереотипов, но и углубили его тезисом о необходимости такого воздействия. Его точка зрения о том, что «средний человек» мыслит, как правило, иррационально, была поддержана почти всеми теоретиками пропаганды. Все они сходятся на том, что пропаганда должна быть обращена не к разуму человека, а к эмоциям. Хотя они и не отрицают роли сознания, отмечают значение предшествующего опыта, но основным методом пропаганды считают стереотипизацию — выработку с помощью информации стереотипных представлений. Ж. Эллюль, крупный французский исследователь пропаганды, считает, что «до определенной степени все его /человека/ стереотипы, предрассудки... продукты пропаганды». Он отмечал, что упрощения в пропаганде необходимы и, чем больше размер аудитории, тем больше потребность в упрощении. Если стереотипизируются довольно сложное явление, идея, то разрыв между этими упрощенными представлениями и реальностью расширяется. «Стереотипы могут быть подделкой под реальность, и сознательное искажение и манипуляция ими широко практикуются сегодня», — признает американский теоретик пропаганды У. Олбиг. Ж. Эллюль в книге «Пропаганда» выступает с конкретными рекомендациями о том, как эффективнее вести пропаганду. Он пишет, что пропагандист обязан знать аудиторию, набор ее стереотипов, ту почву, на которой действует пропаганда. Эллюль рассуждает о манипулятивных возможностях пропаганды, реализуемых с помощью информации, стереотипов, ее роли во внушении предрассудков. Стереотип — эмоционально-оценочное образование. Природа его складывается из двух компонентов — знания и отношения (установки), причем знание это — стандартное, упрощенное, а отношение — эмоциональное. Отношение в стереотипе преобладает.

Стереотипные образования, суждения, оценки, образы концентрируются в готовых формулах: в пропагандистских штампах, конкретизирующихся в средствах массовой информации с помощью языковых средств и визуальных изображений. В большинстве случаев стереотипы проявляют себя в ярлыках, ложных обобщениях, которые очень активно используются пропагандой для вызова соответствующей эмоциональной реакции аудитории. Стереотипы обладают внушающим действием, что также учитывается заказчиками и создателями программ психологического воздействия на массы.

Пропаганда— один из «трех китов», на которых держится журналистика, могучий фактор ее влияния на общественное сознание. Метод пропаганды определяется спецификой ее объекта (мировоззрение общества), предмета (распространение и утверждение обусловленных классовыми отношениями идей, суждений и взглядов), функций (политическое просвещение, идейное воспитание, регулятивные задачи), целей (формирование политического сознания, стимулирование социальной активности), общих и организационных принципов (научность, партийность, правдивость, связь с жизнью, конкретность, единство слова и дела; широта и массовость охвата населения единым идеологическим воздействием, целенаправленность и последовательность пропагандистской работы, комплексный подход, централизация, специализация, взаимодействие и координация).

Принцип системности в освещении действительности обусловлен сущностью пропаганды, формирующей прежде всего системные представления человека об окружающем мире. Системность — это неотъемлемая черта всей пропаганды в целом. Коммунистическая идеология являлась стройной системой взглядов и идей рабочего класса. Отражение мира с позиций этой идеологии предполагает создание полной и объективной картины жизни на основе выявления внутренних закономерностей реальной действительности.

Б. Н. Пшеничный называет три способа или уровня освоения пропагандой действительности: описание, оценивание, предписание. Каждому из трех способов пропагандистского воздействия соответствует определенное, основное «средство производства»: описанию — факт, оцениванию — оценка, предписанию — призыв.

Факт, оценка и призыв — три основных средства пропагандистского воздействия. Однако для того чтобы воздействие осуществилось, необходимо воплотить его в определенную форму. Факт должен быть изложен, оценка сформулирована, призыв обозначен. Иначе говоря, необходимы определенные средства выражения. Журналистская пропаганда использует все выразительные средства, применяемые в массовом общении: устное и письменное слово во всех его стилистических разновидностях, включая образно-художественные тропы (метафору, метонимию, синекдоху, гиперболу и др.), различные невербальные знаковые системы передачи информации, визуально-изобразительные и акустические средства.

Любая целенаправленная, организованная деятельность предполагает наличие не только определяющих, исходных позиций — принципов, но также объекта и предмета этой деятельности. Объект — это то, на что направлена деятельность. Объект пропаганды — мировоззрение общества, мировоззренческие суждения, которые связаны с актуальными политическими и социально-экономическими потребностями общества. Газета, радио, телевидение могут вести речь о любом вопросе (политике, экономике, культуре, спорте и др.), однако вопрос этот будет рассматриваться под углом зрения тех насущных задач, которые решает сегодня общество. Формируя мировоззрение, пропаганда создает идеологический фундамент, на котором строятся оценки текущих событий, т.е. общественное мнение.

Специфика пропаганды как целенаправленной общественно-политической деятельности обусловливает наличие не только конкретного объекта этой деятельности, но и ее предмета. В своем философском значении категория «предмет» выражает назначение деятельности. Пропаганда имеет задачу не столько получить новое, неизвестное ранее знание, сколько повлиять на сознание общества, распространяя идеи, суждения и взгляды.

Но пропаганда распространяет не любые идеи, суждения и взгляды, а только те, которые соотносятся с определенной идеологией, иными словами, с определенными партийно-классовыми интересами.

В то же время идеологическое воздействие для пропаганды вообще и журналистской пропаганды в особенности — не самоцель. Пропаганда направлена на решение задач, стоящих перед обществом, иными словами, она подчинена потребностям социального управления. Таким образом, предмет пропаганды — распространение и утверждение обусловленных классовыми отношениями идей, суждений и взглядов, стимулирование осознанной активности масс в целях социального управления обществом. Пропаганда занимается не просто просвещением, не распространением знаний вообще, а утверждением таких идей, представлений, установок и ценностных ориентации, которые имеют политическое значение, т. е. знаний, необходимых для решения стоящих перед обществом актуальных задач и проблем. Для пропаганды важна информация, которая способна повлиять на образ мыслей и поступки людей в соответствии с классово-политическими потребностями. Знания, которые распространяет пропаганда, представляют собой политическую информацию. Политическая информация выходит далеко за пределы собственно политической жизни как отношений между классами на международной арене и внутри страны. Политическая информация — это информация о событиях и явлениях в любых областях общественной жизни, имеющих политическое значение. Политическая информация — именно то знание, которое распространяет пропаганда. Поэтому ведущей функцией пропаганды является не просвещение вообще, а политическое просвещение.

Итак, стратегические и тактические цели и задачи пропаганды изменяются, модифицируются под влиянием конкретно-исторических условий. В то же время пропаганда имеет кардинальные положения, которые отличаются стабильностью и действуют независимо от социально-экономических особенностей развития общества. Именно к таким задачам относится:

1.Формирование политического сознания масс. Р. Яновский дает следующее определение политическому сознанию: «...политическое сознание представляет собой совокупность взглядов и установок, выражающих отношение той или иной социальной группы или отдельного человека к другим общественным группам, классам, нациям, общественному строю и происходящим в нем процессам, политическим партиям, социальным ценностям, традициям и нормам. Фундаментом советского политического сознания служит пролетарская идеология, коммунистическое мировоззрение, выражающее коренные интересы рабочего класса, трудящихся всех стран».

2. Стимулирование и формирование осознанной социальной активности, организация деятельности общества.

Основой для воспитания норм поведения служат ценностные ориентации, составляющие необходимый элемент сформированного политического сознания. Утверждая идеологически обусловленные представления о «добре» и «зле», о «полезном» и «вредном» для личности и общества, пропаганда прокладывает путь к культивированию социальных привычек и норм поведения. Важное значение в этом отношении имеет пример, распространение пропагандой определенных образцов поведения. Журналистская пропаганда настойчиво воспитывает такие нормы поведения, как бережное отношение к социалистической собственности, добросовестный труд на пользу общества, взаимопомощь в трудовом коллективе и др.

Итак, основная цель пропаганды — формирование политического сознания и стимулирование социальной активности: образует систематизированные взгляды и представления общественного сознания; утверждает убеждения мировоззренческого характера; организовывает и направляет осознанную общественную деятельность; воспитывает социально значимые привычки и нормы поведения.

Во время холодной войны СМИ СССР и США вели активную пропаганду населения, главной задачей которой было показать обществу, насколько ужасной и беспощадной является держава оппонент. В результате мощной агитационной и пропагандистской программы, в СССР было получено сильное, мотивированное на труд во благо государства общество, что указывает на то, что работа СМИ Советского Союза была успешна. Обе враждующие стороны Холодной Войны вели приблизительно одинаковую агитационную программу, направленную на создание мнимого образа страны оппонента. Сейчас еще ощущается остаток недоверия между двумя, уже мирными, странами, а в народе до настоящего времени бытуют порой неправильные представления о той или иной стране, что можно считать остатками влияния СМИ периода Холодной Войны.

Тарасаова Е., Букина В.