Чтение — отличный инструмент для развития ребенка. Причем неважно, читаете вы ему, или он уже справляется с этим самостоятельно. Но просто читать все равно мало. Попробуйте спросить ребенка через какое-то время, о чем книга. Если большой риск, кто получите довольно несвязный ответ, фразы будут вырваны из середины и конца истории, в итоге - путанница.
Как научить ребенка обрабатывать информацию, структурировать ее? Есть несколько простых, но действенных способов.
- Пересказ. Вариант самый очевидный. Прочитал - пересказал. Проговорил еще раз то, что узнал, закрепил. Если у ребенка возникают трудности, предложите ему в процессе пересказа отвечать на вопросы “Кто/что - главный герой истории?” “С чего все началось?” “Что произошло после?” “К чему это привело?” И научите ребенка не перескакивать с одного места на другое, объяснив, что тот, кто не читал эту книгу, ничего не поймет.
- Рисуем прочитанное. Предложите ребенку проиллюстрировать историю. Пусть выберет самые важные сцены и нарисует их. Бонусы очевидны: у вас останутся замечательный картинки “по мотивам”, а ребенок в процессе не только лучше запоминает текст, но и учится выделять главные мысли, а также развивает воображение, память и мелкую моторику. Прямо таки система “все включено”.
- Мини-театр. Метод, аналогичный второму. Предложите ребенку слепить основных персонажей и разыграть небольшое представление. Всех, конечно, лепить не обязательно (особенно если история предполагает большое количество “массовки”), но главных героев - обязательно. А декорации можно сделать из бумаги. Если совсем уж лепить не охота, можно использовать в качестве героев истории игрушки ребенка (те же фигурки Лего есть почти у всех).
- Визуализируем прочитанное прямо в процессе. Предложите ребенку представить то, о чем вы читаете. Например, вы читаете «Золушку». Попросите ребенка описать ее. Какого цвета у нее глаза, какие волосы. В книге этого нет, каждый автор рисует такую Золушку, как посчитает нужным. Как выглядят ее мачеха и сестры. При сборах на бал - какое у нее платье. А на ощупь оно какое? Если у вас есть небольшие лоскутки ткани, можно дать их ребенку потрогать и решить, какая ткань идеальна для бала. Чем ярче ребенок представит картинку у себя в голове, тем легче ему потом будет рассказать прочитанный текст. Этот метод также отлично развивает воображение и словарный запас!
С применением этих способов запоминание прочитанных книг будет даваться ребенку не только просто, но и интересно! А значит, и занятия будут проходить в удовольствие!