Найти тему
таверна писателей

«Все ли дома» у русской литературы? (ч.1)

«Сколько сумасшедших у Шекспира?». Этот вопрос нередко задаëтся с комической интонацией: действительно, у английского драматурга практически ни одной пьесы не обходится без мнимого или настоящего помешательства. Безумным притворяется Гамлет и Эдгар из «Короля лира», сходят с ума Лир, Офелия, Макбет. Но по количеству психически нестабильных героев творчество «Вильяма нашего Шекспира» не выдержит никакого сравнения с любимой русской литературой.

Эта статья – 1 часть подборки 7 персонажей с психическими расстройствами, многих из которых вы точно не ожидали увидеть здесь!

депрессия в 19 веке
депрессия в 19 веке

7. Евгений Онегин, А. С. Пушкин «Евгений Онегин».

Последнее место топа достаëтся Онегину, которому сам Пушкин ставит диагноз, правда, в сравнительно мягких выражениях: «недуг, которого причину давно бы отыскать пора, подобный английскому сплину, короче: русская хандра». В современной же терминологии у героя депрессия, причëм симптомы выражаются не только психологические, но и физиологические: так, Онегин теряет аппетит: «не мог Beef-stеаks и страсбургский пирог шампанской обливать бутылкой». В остальном же всë сходится с поразительной точностью: у «пациента» наблюдается и снижение эффективности труда из-за сложности концентрировать внимание и думать (Евгений не может ни читать, ни сочинять), и социальная изоляция, и потеря внимания («ничто не трогало его, не замечал он ничего»), и, наконец, глубочайшая апатия: герой теряет интерес к вещам, людям, ситуациям, которые раньше были для него наиболее важными: и к шуму света, и красавицам, и друзьям. Кроме того, можно заметить и другие косвенные признаки, такие как чрезмерное чувство вины («тревожит призрак невозвратимых дней»; впоследствии «тень Ленского»), размышления о смерти (смерть – одна из тем, которые обсуждал герой со своим соседом по поместью), а также перемежающаяся подавленность и возбуждëнность. Так, если бы Онегин жил в наше время, ему настоятельно бы советовали побывать у специалиста и пройти курс лечения.

неуравновешенный нарцисс – герой нашего времени?
неуравновешенный нарцисс – герой нашего времени?

6. Григорий Александрович Печорин, М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».

Психологические проблемы вплоть до комплекса неполноценности (наверняка из-за формы носа) и различные расстройства «героя нашего времени» могут составить тему для обширной монографии. В этой статье ограничимся одним из диагнозов: нарциссическое расстройство личности. Недаром Максим Максимыч замечает о своëм приятеле: «Видно, в детстве был маменькой избалован». Так, Печорин, как все нарциссы, имеет преувеличенное, необоснованное чувство собственной грандиозности, он придерживается завышенного мнения о собственных талантах (недаром на страницах его дневника так часто мелькают монологи о великом назначении). Также герой вследствие этого озабочен фантазиями неограниченных достижений, влияния, власти, интеллекта, красоты и даже любви: «Первое мое удовольствие – подчинять моей воле все, что меня окружает». Не стоит забывать и о том, что нарциссы способны впадать и в другую крайность: зависть к другим. Печорину свойственно и это: например, он явно завидует Грушницкому и во многом под влиянием этой зависти начинает ухаживать за княжной Мери (вряд ли можно доверять словам героя, когда он заявляет, что не может завидовать «бедняжке Грушницкому»: в дневнике Печорин вообще склонен оправдывать себя и приукрашивать действительность). Кроме того, явно прослеживаются и иные симптомы: потребность в безоговорочном восхищении со стороны других, эксплуатация людей для достижения собственных целей (достаточно вспомнить историю с Бэлой), отсутствие эмпатии, эгоизм («Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия»). Неудивительный диагноз для человека, «привыкшего баловать своë самолюбие».

«портрет русской революции?»
«портрет русской революции?»

5. Пëтр Степанович Верховенский, Ф. М. Достоевский «Бесы».

Этому герою «Бесов», равно омерзительному и харизматичному, явно свойственны бессердечность и манипулятивность – главные признаки психопатии. Роберт Хаэр писал: «Психопаты могут совершать ужаснейшие вещи с таким же чувством, какое испытываем мы, разрезая рождественскую индейку». В самом деле «Петруша» безжалостен по отношению к окружающим (яркое свидетельство этому – хладнокровное убийство Шатова, к которому недавно вернулась жена с ребëнком), он имеет сниженную способность к сопереживанию, не испытывает искреннего раскаяния в причинении вреда другим людям (эта черта, правда, в последователе Верховенского, Эркеле, прекрасно обыгрывается в экранизации: «Неужели вам не жалко людей?» – с улыбкой: «Жалко до слëз. Вы запишете это в протокол?»). Верховенский в высшей степени эгоцентричен (так, он бросает всех своих сообщников и бежит из страны, как только появляется угроза наказания) и лжив. Последняя черта особенно заметна в одном признании героя: «Отправляясь сюда, то есть вообще сюда, в этот город, десять дней назад, я, конечно, решился взять роль. Самое бы лучшее совсем без роли, своё собственное лицо, не так ли? Ничего нет хитрее, как собственное лицо, потому что никто не поверит».

У какого героя Достоевского шизофрения? Вполне ли здоров Чацкий? Продолжение подборки во второй части статьи – «Все ли дома у русской литературы (ч.2)»: ещё больше неожиданного в таверне писателей!

#литературадзен

#психология

#культура