Ещё один предмет из классики мужского стиля или, если так можно выразиться, ещё одна икона мужского стиля.
Button down shirt или рубашка, у которой уголки воротника пристегнуты маленькими пуговицами к самому «телу» рубашки.
Вещь эта красивая, элегантная, часто используемая и всегда модная и актуальная благодаря своей стильности.
А еще это вещь с долгой и славной историей.
Была и есть в Америке компания Brooks Brothers. Основана она была аж в 1818 году и годами упорного труда добилась того, что ее еще в 19 веке начали считать одним из самых известных, авторитетных и влиятельных производителей мужской одежды. Но мы с вами перенесёмся в год 1896, в Англию, на трибуны, где зрители наблюдают за игрой в поло.
Сейчас для игроков в поло есть одноименная рубашка, придуманная Рене Лакостом и усовершенствованная и коммерционализированная Ральфом Лореном. А тогда игроки в поло, следуя царившим тогда правилам одеваться уместно, выехали на поле на своих лошадках в строгих традиционных повседневных рубашках. Но с внесёнными небольшими изменениями. Уголки мягких воротников были пристегнуты к рубашкам, чтобы они на скаку не хлестали по щекам.
Среди зрителей тогда оказался человек, который, в силу своего рода деятельности, смотрел на одежду не как все. Звали его Джон Брукс и он был прямой потомок основателей Brooks Brothers и тогдашним ее владельцем.
Как пишут в плохих статьях, «он разглядел потенциал». На самом деле, я думаю, что он подумал «а почему бы не попробовать?» Тем более, что каких-то особых технологических нововведений такой фасон не требовал.
Вернувшись в Штаты, Джон дал команду сшить партию button down shirts из имеющегося в наличии материала. В наличии оказалась гора белесоватого «оксфордского» хлопка.
Его ещё иногда называют «карнак» в честь той египетской деревни, где находится знаменитый храмовый комплекс, в одной из гробниц которого был обнаружен кусок ткани такого же беловатого оттенка. Brooks Brothers, впрочем, нашла свой оксфорд/карнак не в Египте, а в Шотландии. Аж с 1875 года такую ткань им поставляла уважаемая компания D&J Anderson.
Ну вот, видимо, за 20 лет накопился излишек и первые будущие легенды с пристегивающимися уголками воротника были совсем простецкими. Довольно быстро к ним добавились розовые, ну а дальше, видя, что рубашки идут на ура, в компании стали выпускать самый широкий ассортимент рубашек разных цветов и полосок.
И тут, как обычно, все сложилось загадочно и необъяснимо. Эти рубашки стали почему-то символизировать у американцев молодость, энергию и задор. Ну а молодым и задорным хотят быть все, поэтому примерно с 1900 года, когда Brooks Brothers вышла на полную мощь производства button down shirts (в каталоге она называлась «оригинальная рубашка для поло»), рубашка обрела бешеную популярность. Да и по сегодняшний день она является одной из самых продаваемых моделей рубашек этой компании.
Надо добавить, что кроме пуговичек на воротнике, эта рубашка в принципе сделала переворот в представлении американцев о рубашках. До этого абсолютное большинство рубашек было с пристегвающимися жесткими воротничками, нередко целлулоидными, которые снимали и стирали отдельно.
Ну а новая рубашка стала таким прорывом, авангардом и вообще круто. Примерно к 1915 году button down shirt вместе с другой легендой от Brooks Brothers - «костюмом номер 1» (я про него писал уже) стали почти обязательным элементом гардероба студентов двух знаменитых университетов- Гарварда и Йеля.
Кстати, тут тоже был хитрый момент. В Йельском университете была группа певцов (да-да, типа хор мальчиков) под названием «Уиффенпаф», которая довольно активно выступала, где могла. И выступали они в полном облачении от Brooks Brothers. Казалось бы, а почему? Да все просто. Одним из певцов был Уинтроп Брукс, наследник семейного бизнеса, заботами которого и получили свою модную одежду и «мальчики» из хора, и их последователи. Уинтроп Брукс, кстати, возглавлял компанию с 1935 по 1946 год и стал последним из Бруксов, владевшим и управлявшим компанией. Потом уже у руля были совсем другие люди.
Но вернёмся к нашей рубашке. Популярности ей крепко добавил писатель Фрэнсис Скотт Фицджеральд. Вот он на фотке в такой рубашке, причём фото ещё тех времён, когда носить ее было прямо-таки вызывающе.
Видите как выпущены уголки воротника наружу - дерзкий бунтарь прямо-таки. Но подарил нам всем «Великого Гэтсби», каждая экранизация которого - новая страница в энциклопедиях мужского стиля и несколько рассказов и романов об «эпохе джаза» и «ревущих двадцатых».
Ну и долго ли, коротко, к началу Второй Мировой войны американские светские львы, выпускники элитных университетов и их многочисленные последователи рассекали в button down shirts, толстовках с надписями, кардиганах и лоферах. Стильно и в то же время весьма неформально - что ещё надо? Именно такими изображались и хорошие парни в тогдашних романах о высшем обществе. В отличие от плохих парней, разгуливавших в ярких аляповатых нарядах.
Но в иконы стиля наша с вами рубашка попала все же благодаря кино. А точнее, благодаря одному человеку - суперзвезде Голливуда Кларку Гейблу.
Правда, он незадолго до этого так же легко буквально сгубил другой предмет мужского гардероба - жилет. В фильме 1934 года «Это случилось однажды ночью» Гейбл снимает рубашку и предстаёт перед ахнувшими зрительницами с голым торсом.
После этого мужики массово захотели слышать такое же «ах» и продажи жилетов резко упали. Никто больше не хотел с ними возиться, наверное. ;)
А с button down shirt у Кларка Гейбла была другая история. Рассказывают, что с выбором готовых рубашек у него всегда была проблема. Объём груди у него составлял 112 см, а талии 82 см. Роскошно, скажете? А попробуйте найти рубашку на такие габариты, чтобы она не выглядела как мешок из-под картошки! А вот рубашки от Brooks Brothers на актере сидели отлично. Утверждают, что никакой договоренности не было, просто Кларк Гейбл покупал и носил только эти рубашки, обеспечив компании такую рекламу, которую не купить ни за какие деньги. С учетом того, что на подавляющем большинстве фотографий Кларка Гейбла никаких пуговиц на воротнике его рубашки нет, это похоже на клюкву развесистую.
Но рубашку популяризировали вслед за Гейблом Тайрон Пауэр в «На краю лезвия», Фред Астер в «Забавной мордашке»
и Кэри Грант в «К северу через северо-запад».
В Европе эту рубашку продвигал Джанни Аньелли, глава Фиата и тот ещё модный фрик. Такие рубашки он носил с часами, надетыми поверх манжета, а пуговицы на воротнике как раз оставлял расстегнутыми.
Энди Уорхол еще. Он как раз признавал только белые button down shirts.
Так что вещь эта не только стильная, но и легендарная.
Носите ее с удовольствием.