Командир взвода 554-го горнострелкового полка 138-й стрелковой дивизии Хасанов-Гуфра Галим Гуфранович попал в плен к немцам в марте 1942 года. Немцы схватили его и еще нескольких отставших бойцов после того, как основные части РККА уже покинули город Судак на берегу Черного моря. Хасанов предпочел сдаться врагу и был направлен в лагерь Феодосию.
Позже его перевели в лагерь Юкенвальд, что находился в 120 километрах от Берлина. Там, в апреле 1943 года Галим Хасанов принял решение начать сотрудничать с германской разведкой. Абверу нужны были подготовленные, опытные, а главное верные русскоговорящие диверсанты. Поэтому после двухнедельного обучения Хасанов был направлен в Донецк в зондеркоманду фельдпост 5193.
Впрочем, в Донецке предатель пробыл недолго. Вскоре его перебросили в Югославию для борьбы с местными партизанами. И все же в абвере понимали, что использовать русскоговорящего диверсанта намного выгоднее в тылу Красной армии. Но с "диверсантами" из бывших красноармейцев часто возникала одна проблема: многие из них оказавшись на советской территории шли с повинной и сдавались.
Решение проблемы быстро нашлось. Нужно было сперва задействовать диверсантов из бывших советских военнослужащих в карательных акциях. Чтобы потом они просто боялись сдаваться советской контрразведке. В итоге Хасанов был направлен в Краснодар в зондеркоманду фельдпост 09357 с особо важным заданием.
Он и еще несколько десятков предателей-диверсантов вошли в Краснодар после того, как город оставили части вермахта. Предатели были переодеты в советскую форму. Они обходили город и призывали особо активных и патриотически настроенных жителей собраться и начать преследовать немецкие части. Искали патриотов, коммунистов и партизан:
Кетлер шел впереди в форме капитана Красной Армии... других участников Кетлер и я послали обходить дома и призывать советских граждан преследовать отступавшие немецкие войска. Многие советские патриоты приходили к нам и радовались тому, что мы заняли город, не подозревая в нас предателей. Жители с ненавистью говорили о немцах, многие из них заявляли нам, что они являются коммунистами, комсомольцами и партизанами. (Из допроса Хасанова от 3 августа 1944 г.)
Многие советские граждане изъявили желание пойти вместе с бойцами "красноармейцами" преследовать ненавистного врага, чтобы отомстить за время проведенное в оккупации. Фальшивые "красноармейцы" собрали добровольцев в одном месте, а потом объявили, что нужно идти за город, там всех ждет оружие и обмундирование.
Выведя группу советских патриотов за город предатели выстроили их в шеренгу и открыли огонь из пулеметов. За выполнение этого задания обер-лейтенант Хасанов был награжден медалью "За храбрость" II степени". Это не единственное задание, которое Хасанов успел выполнить в тылу Красной армии. В феврале и марте он дважды забрасывался за линию фронта для сбора разведывательных данных и оба раза успешно выполнил задание.
Немецкое командование доверяло Хасанову, и поэтому он был назначен командиром особой группы для выполнения важного задания в советском тылу. Диверсанты прошли дополнительную подготовку по минному и диверсионному делу. В 1944 году две группы диверсантов под командованием Хасанова и еще одного перебежчика Курбанова были сброшены в советский тыл.
Группа Хасанова численностью в восемнадцать человек была обнаружена советской контрразведкой 30 июня. Диверсанты оказали вооруженное сопротивление, двоим даже удалось скрыться, но все остальные вместе с Хасановым были задержаны. Ну а 1 июля в НКВД Орловской с повинной явился некто Васильев "Ромов", который заявил, что он немецкий радист и хочет сотрудничать, чтобы искупить вину.
Васильев заявил, что 29 июня была высажена еще одна группа численностью шестнадцать человек. 5 июля бойцы СМЕРШ вышли на след и окружили эту группу. Застигнутые врасплох диверсанты побросали оружие и с криком "Мы свои, не стреляйте!" сдались контрразведчикам. Поскольку большинство вчерашних "немецких" офицеров были готовы сотрудничать, было решено начать радиоигру с абвером.
Схваченные Хасанов и Курбанов передали с помощью радистов в центр, что высадка прошла успешно и они приступили к выполнению задания. Через какое-то время группа попросила сбросить им новые батареи для рации и продукты питания. Уже ночью 21 июля немецкий самолет сбросил 16 сумок с едой. Правда из-за навигационной ошибки продукты были сброшены не в тот квадрат. Хасанов передал по рации, что продукты они не получили и запросил новый груз.
Вскоре стало известно, что немцы готовят к заброске еще одну группу. Помимо нее с самолета должны были сбросить дополнительное оружие, продукты питания и технические средства. Правда в немецком центре стали что-то подозревать и попросили Хасанова предоставить убедительное подтверждение, что это действительно он ведет переговоры, а не занявший его место советский разведчик.
Хасанов ответил следующее: "Нам обидно, что вы о нас так думаете. Вы спрашиваете пароль. Тогда нашим паролем были слова, написанные на желтой повязке, которую я носил на левой руке: Дойче Вермахт. Привет. ХГС". В данном случае "ХГ" являлось сокращением имени старшего группы "Хасанов Галим", а "С" сокращением псевдонима радиста Бедретдинова - "Сабиров".
Немцы посчитали, что это достаточно убедительное доказательство. Им и в голову не приходило, что настоящий Хасанов может сотрудничать с советской контрразведкой. 3 сентября 1944 года в советский тыл была сброшена третья группа диверсантов из 16 человек и 38 тюков с оружием и провиантом. На земле их уже встречали бойцы СМЕРШ.
Правда в этот раз задержание прошло не совсем гладко. Командир группы диверсантов Павлов Владимир не пожелал сдаваться. Как бывший каратель ранее активно сотрудничавший с немцами он понимал, что никакого снисхождения ему не будет. В итоге Павлов и еще несколько диверсантов были уничтожены, а остальные были захвачены красноармейцами.
Помимо захваченных диверсантов в сумках были найдены: один миномет, десять пулеметов, девятнадцать автоматов, семьдесят три винтовки и пистолеты. А еще огромное количество взрывчатки. Потеря Павлова могла существенно подорвать доверие к группе Хасанова. Поэтому по рации Хасанов сообщил, что Павлов вместе со своей группой после приземления сразу приступил к выполнению задания.
Чтобы подкрепить эту легенду в районе Гомеля по каналам другой радиоигры "Дезертиры" была передана информация, что группа диверсантов из пятнадцати человек устроила крупную диверсию на железной дороге Рославль-Брянск, но в результате боестолкновения с красноармейцами была уничтожена.
История с фальшивой диверсией сработала. Немцы продолжили поддерживать группу Хасанова. Тот, в свою очередь, заявил, что у них появились широкие возможности для агитационной работы среди местного населения и у них даже есть шанс приобрести машину, чтобы перевозить оружие и продукты питания.
12 декабря 1944 года в 23.00 немецкий самолет сбросил в советский тыл на помощь Хасанову еще двенадцать агентов немецкой разведки и семь тюков с грузом. Диверсанты были уничтожены на земле, а груз опять достался советским контрразведчикам.
После провала группы немецкое командование насторожилось. Несмотря на постоянные обещания немцы больше не присылали самолетов с "поддержкой". Да и линия фронта существенно сдвинулась в сторону Германии. Оккупантам стало явно не до группы своих "партизан". Радиоигра прекратилась. Вскоре Германия капитулировала.
В целом советская контрразведка провела блестящую операцию. Было арестовано 27 немецких хорошо подготовленных диверсантов у которых изъято около двух миллионов советских денег, две радиостанции и около семи тонн оружия, взрывчатки и продуктов питания. Такие группы могли нанести серьезный вред в тылу. Но благодаря прекрасной работе контрразведчиков предатели "сыграли" против своих же хозяев, а позже получили по заслугам.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и ставьте нравится.