Любой педагог скажет, что содержание образования зависит от поставленных перед ним целей. А влияет на цели многое: и экономическая ситуация, и политический режим, и культура.
В статье мы вкратце рассмотрим, как образование менялось в зависимости от требований эпохи – со времен Древнего Египта и до наших дней.
Древние цивилизации
Обучение само по себе помогает человеку адаптироваться к миру вокруг. Еще с незапамятных времен родители давали детям важные знания: учили готовить пищу, охотиться, различать ядовитые растения от съедобных и многое другое.
Но первые школы в более привычном для нас смысле возникли лишь с появлением государств и цивилизаций. Чтобы управлять большой страной, вести хозяйство и хранить знания, нужно было воспитать грамотных людей. Именно поэтому большинство школ находились при храмах и в государственных учреждениях.
Так, в Древней Месопотамии школы в основном готовили писцов. Ученики должны были не только знать письменность, но и уметь вести документы, считать урожай, знать магические ритуалы и многое другое.
В Древнем Египте из образованных людей выходили писцы и жрецы. Эти должности считались очень престижными и обещали сытую жизнь, но позволить себе обучаться могли лишь дети из богатых семей.
- Учеба тогда была очень сложной, учителя – строгими, а побои считались обычной практикой. В одном из древнеегипетских папирусов сказано, что «ухо мальчика на его спине, и он слушает, когда его бьют». Идеалом обучения считался стойкий человек, готовый к ударам судьбы – порой даже в буквальном смысле.
В Древней Индии всем заведовала кастовая система: самое полное образование получали лишь дети брахманов – жрецов.
В Древнем Китае же обучаться могли мальчики из богатых семей. В основе воспитания лежали уважение к старшему и служение обществу.
Античность (Древняя Греция и Рим)
Античная эпоха оставила после себя несколько систем воспитания.
Так, в суровой Спарте система стремилась вырастить закаленного воина и преданного гражданина. Уже с 7 лет мальчиков отправляли в специальные общежития. Там их учили военному образу жизни и подвергали сложным испытаниям, которые порой кончались смертью.
- Девочки обучались дома, но и они проходили военно-физическую подготовку – ведь женщины должны были уметь постоять за себя, когда мужчины уходили на войну. Таким образом, образование подстроилось под военные цели государства.
Афинская же система была более гибкой: в государстве процветали торговля и культура, а войны не были так же первостепенны, как у спартанцев.
Идеальным продуктом воспитания считалась всесторонне развитая личность, которая умеет петь, играть на инструментах, имеет эстетичное тело и владеет ораторским искусством. Поэтому образование в Древних Афинах было разносторонним, а обучались дети в частных школах.
Греческие практики повлияли и на систему образования в Древнем Риме. Римская система стремилась воспитать преданных граждан и лояльных государственных служащих.
Характерно, что и в Афинах, и в Риме образование было платным, так что позволить себе его могли лишь состоятельные люди. Образование получали преимущественно мальчики, в то время как девочек дома обучали рукоделию, музыке, танцам и управлению хозяйством.
Раннее Средневековье (конец V — середина XI века)
В средние века устройство общества в Западной Европе сильно изменилось. Распространилось христианство, выросло влияние католической церкви. На смену школам античного типа пришли церковные, а основной целью воспитания стала подготовка духовенства и богопослушных христиан, лояльных церкви.
- Многие античные идеи, которые фокусировались на развитии и переживаниях отдельной личности, были забыты и не преподавались. Человек стал обезличенным; главной задачей церковных школ оказалось «спасение души», а главными добродетелями – аскетизм и отрешение от мирской жизни.
Как и прежде, учеба осталась доступна по большей части высшим сословиям. Обучение строилось на зазубривании: дети заучивали обороты из латыни, грамматику, изучали диалектику, риторику и другие предметы.
Классическое Средневековье (середина XI — конец XIV века)
Со временем экономика росла, население городов увеличивалось, и у общества появилась потребность в грамотных купцах, ремесленниках и других специалистах.
Как следствие, в XII – XV вв. стали открываться светские учебные заведения – городские школы и университеты. Они давали более практичные для жизни знания, чем религиозные заведения. Дети ремесленников и купцов могли подготовиться к будущей профессии в специальных школах.
Эпоха Возрождения (Ренессанс)
На смену раннему средневековью пришла эпоха Возрождения, или же Ренессанса (конец XIV – начало XVII вв.). Вместе с ней в общество проникли идеи гуманизма и светской культуры; бурно развивались экономика, искусство, наука. Это было время да Винчи, Колумба, Коперника и других великих новаторов.
- Возродился интерес к наследию мыслителей античности, которое в свое время было отвергнуто религией (отсюда и термин «Возрождение»). Гуманисты называли человека «венцом творения», отказывались от аскетичности и строгости католической церкви.
Это сказалось и на образовании. Если в раннем средневековье оно было традиционным, подавляло и навязывало волю, то в эпоху Возрождения больше внимания начали уделять личным интересам и потребностям детей.
Как и у древних греков, идеалом стал всесторонне развитый человек, который стремится преобразовать окружающий мир. Обществу нужны были люди, которые умели не просто запоминать идеи, а мыслить логически и творчески, совершать открытия и прорывы.
А поскольку разделение труда усилилось, еще одной целью образования стало помочь человеку определиться с призванием и занять свою нишу.
***
Здесь вы можете подумать: а не похож ли такой тип образования на современность?
Действительно, многие идеи педагогов-гуманистов актуальны и в наше время. Но в XVIII веке развернулся еще один процесс, который кардинально изменил не только систему образования, но и все общество. Об этом – в продолжении статьи.
А какая из систем образований прошлого нравится вам? Делитесь в комментариях мыслями.