Мультфильм «Заколдованный мальчик» был создан на студии "Союзмультфильм" режиссерами Александрой Снежко-Блоцкой и Владимиром Полковниковым в 1955 году по мотивам произведения Сельмы Лагерлеф "Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции".
В озвучке принимали участие Валентина Сперантова, Анатолий Кубацкий, Эраст Гарин, Татьяна Струкова, Георгий Вицин, Алексей Консовский.
Это полнометражный мультфильм. Так что зрителя ждет удовольствие длинною в целых 45 минут.
И я не преувеличиваю. Как и большинство мультфильмов тех лет, «Заколдованный мальчик» не просто продукт советской "мультиндустрии", это настоящее произведение искусства!
Первое, что поражает, когда начинаешь просмотр - это великолепная симфоническая музыка Владимира Юровского. Хотя ухо уже ждало чего-то подобного, композитору все-таки удалось удивить даже такого искушенного зрителя, как я. Эта музыка настраивает на веселый, оптимистический лад, обещает приключения и увлекательный рассказ.
И авторы мультфильма на все сто выполнили обещание, заложенное в музыке!
Оформление мультфильма было предсказуемо выбрано в типичном скандинавском стиле. На матери Нильса традиционное платье и один из типичных для шведского костюма головных уборов - яркий чепец с вышивкой. Нильс носит короткие штаны горчичного цвета, чулки и жилетку - предметы одежды взятые из мужского национального костюма.
Фоны и интерьеры так же содержат отсылку к традиционному быту и укладу жизни скандинавов.
Но с особой любовью авторами изображаются природа и животные. Весенний лес, наполненный свежестью, цветочное многообразие, прозрачные небеса, водные просторы. Повадки диких гусей художники изобразили с такой тщательной достоверностью, что, кажется, они долго сидели в вольере и наблюдали за поведением птиц.
Главный герой Нильс изображен не злым, но абсолютно легкомысленным мальчиком, не умеющим адекватно оценивать себя и предвидеть последствия своих поступков, что в его возрасте, как мне кажется, совершенно естественно. Например, в начале мультфильма Нильс смотрит на гнома сверху вниз, спесиво задрав голову, придумывает, что бы приказать плененному волшебнику, не задумываясь о ситуации в целом.
Это легкомыслие и самоуверенность приводят Нильса в стаю диких гусей. Старая гусыня-вожак Акка Кебнекайсе, зная о такой возрастной особенности Нильса, справедливо замечает:
Даже от очень маленького мальчика можно ожидать очень больших неприятностей.
Но идет время, и Нильс начинает осознавать, в какую передрягу он попал.
Попасть бы сейчас домой, к маме... А тут кто о тебе позаботится?
Он сам учится заботиться о других, бережно относиться к окружающему миру, уважать каждое существо.
В конце мультфильма Нильс уважительно склоняет голову и снимает шляпу перед седым карликом. Приключения, в которые ему приходится попадать, формируют его характер и отношение к жизни. И на мой взгляд это самое главное в мультфильме.
Немаловажно, что этот дух гуманизма, дух нравственного поведения человека, очень ярко проявленный у Сельмы Лагерлеф, авторы мультфильма постарались сохранить и развить.
В современном мире искусство почти принудительно лишают смысла, нравственной, воспитательной составляющей. Но каждый, кто даст себе труд задуматься, поймет, что нравственная и воспитательная составляющие во много определяют судьбу произведения. Сельма Лагерлеф была учительницей и поставила перед собой задачу преподавания географии в увлекательной форме:
…я буду думать о форме книги, которая действенней всего помогла бы вложить премудрость о нашей стране в эти маленькие головки. Возможно, старые предания помогут нам…
Но еще очень важно отметить, что в путешествии Нильса Сельма Лагерлеф решала не только эту задачу. У писательницы была очень четкая жизненная позиция: быть добрым, помогать другим, не бросать товарища в беде. И эту позицию она постаралась передать своим маленьким читателям.
С самых первых строк, она проблематизирует поведение Нильса через слова его матери (цит. по переводу Л. Брауде):
Но она больше печалилась о другом: очень уж злого нрава ее сын — жесток с животными и недобр к людям.
— Как бы смирить его злобу да смягчить его нрав! — все повторяла мать. — Не то накличет он беду и на себя, и на нас!
Лагерлеф с доступной ей глубиной дает оценку социального устройства общества и становится на сторону альтруизма и жертвенности. Она решительно отдает дань уважения простому труженику украшающему и меняющему мир.
Никогда бы он не подумал, что ему доведется услышать такие возвышенные и прекрасные слова: кто-то готов пожертвовать ради него жизнью!
Во время болезни матушка не раз повторяла детям, чтобы они запомнили: она не раскаивается в том, что позволила хворой женщине остаться у них. Ведь умереть не страшно, если поступаешь справедливо. Все люди должны умереть, это неизбежно. Но от самого человека зависит, умрет ли он с чистой совестью или нет.
Но все равно ему не удастся заставить меня изменить другу! Отец с матушкой — люди честные, и я знаю, что они лучше обойдутся без моей подмоги, нежели захотят, чтобы я вернулся к ним обратно с нечистой совестью.
В саге о Фалунском руднике крестьянин помогает даже тем, кто оказался неблагодарным и жадным:
— Коли этих ворюг задерут волки, поделом им!
— Нет, надо помочь тем, кто в беде, — молвил крестьянин и пошел из усадьбы. Пятьдесят работников нехотя последовали за ним.
...все, что возводится на земле по приказу королей, духовенства и сильных мира сего, не проживет века. А вот когда вы сказали: в Эстеръётланде не переведутся крестьяне — гордые и стойкие, я знаю: края наши вечно будут в чести. Только те, кто своими руками украшают землю, могут из века в век приносить своей стране благосостояние и славу.
Мне кажется позиция Сельмы Лагерлеф, как и позиция Андерсена, и множества других людей искусства, может послужить хорошим примером сознательного принятия гуманистических ценностей, любви к людям, доброты, сотрудничества на пути изменения мира и человека.