Найти в Дзене
Татьяна Вежина

Заколдованный мальчик советский мультфильм

Мультфильм «Заколдованный мальчик» был создан на студии "Союзмультфильм" режиссерами Александрой Снежко-Блоцкой и Владимиром Полковниковым в 1955 году по мотивам произведения Сельмы Лагерлеф "Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции". В озвучке принимали участие Валентина Сперантова, Анатолий Кубацкий, Эраст Гарин, Татьяна Струкова, Георгий Вицин, Алексей Консовский. Это полнометражный мультфильм. Так что зрителя ждет удовольствие длинною в целых 45 минут. И я не преувеличиваю. Как и большинство мультфильмов тех лет, «Заколдованный мальчик» не просто продукт советской "мультиндустрии", это настоящее произведение искусства! Первое, что поражает, когда начинаешь просмотр - это великолепная симфоническая музыка Владимира Юровского. Хотя ухо уже ждало чего-то подобного, композитору все-таки удалось удивить даже такого искушенного зрителя, как я. Эта музыка настраивает на веселый, оптимистический лад, обещает приключения и увлекательный рассказ. И авторы мультф

Мультфильм «Заколдованный мальчик» был создан на студии "Союзмультфильм" режиссерами Александрой Снежко-Блоцкой и Владимиром Полковниковым в 1955 году по мотивам произведения Сельмы Лагерлеф "Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции".

Кадр из мультфильма «Заколдованный мальчик» "Союзмультфильм" 1955 г.
Кадр из мультфильма «Заколдованный мальчик» "Союзмультфильм" 1955 г.

В озвучке принимали участие Валентина Сперантова, Анатолий Кубацкий, Эраст Гарин, Татьяна Струкова, Георгий Вицин, Алексей Консовский.

Это полнометражный мультфильм. Так что зрителя ждет удовольствие длинною в целых 45 минут.

И я не преувеличиваю. Как и большинство мультфильмов тех лет, «Заколдованный мальчик» не просто продукт советской "мультиндустрии", это настоящее произведение искусства!

Кадр из мультфильма «Заколдованный мальчик» "Союзмультфильм" 1955 г.
Кадр из мультфильма «Заколдованный мальчик» "Союзмультфильм" 1955 г.

Первое, что поражает, когда начинаешь просмотр - это великолепная симфоническая музыка Владимира Юровского. Хотя ухо уже ждало чего-то подобного, композитору все-таки удалось удивить даже такого искушенного зрителя, как я. Эта музыка настраивает на веселый, оптимистический лад, обещает приключения и увлекательный рассказ.

И авторы мультфильма на все сто выполнили обещание, заложенное в музыке!

Оформление мультфильма было предсказуемо выбрано в типичном скандинавском стиле. На матери Нильса традиционное платье и один из типичных для шведского костюма головных уборов - яркий чепец с вышивкой. Нильс носит короткие штаны горчичного цвета, чулки и жилетку - предметы одежды взятые из мужского национального костюма.

Фоны и интерьеры так же содержат отсылку к традиционному быту и укладу жизни скандинавов.

Кадр из мультфильма «Заколдованный мальчик» "Союзмультфильм" 1955 г.
Кадр из мультфильма «Заколдованный мальчик» "Союзмультфильм" 1955 г.

Но с особой любовью авторами изображаются природа и животные. Весенний лес, наполненный свежестью, цветочное многообразие, прозрачные небеса, водные просторы. Повадки диких гусей художники изобразили с такой тщательной достоверностью, что, кажется, они долго сидели в вольере и наблюдали за поведением птиц.

Кадр из мультфильма «Заколдованный мальчик» "Союзмультфильм" 1955 г.
Кадр из мультфильма «Заколдованный мальчик» "Союзмультфильм" 1955 г.

Главный герой Нильс изображен не злым, но абсолютно легкомысленным мальчиком, не умеющим адекватно оценивать себя и предвидеть последствия своих поступков, что в его возрасте, как мне кажется, совершенно естественно. Например, в начале мультфильма Нильс смотрит на гнома сверху вниз, спесиво задрав голову, придумывает, что бы приказать плененному волшебнику, не задумываясь о ситуации в целом.

Кадр из мультфильма «Заколдованный мальчик» "Союзмультфильм" 1955 г.
Кадр из мультфильма «Заколдованный мальчик» "Союзмультфильм" 1955 г.

Это легкомыслие и самоуверенность приводят Нильса в стаю диких гусей. Старая гусыня-вожак Акка Кебнекайсе, зная о такой возрастной особенности Нильса, справедливо замечает:

Даже от очень маленького мальчика можно ожидать очень больших неприятностей.

Но идет время, и Нильс начинает осознавать, в какую передрягу он попал.

Попасть бы сейчас домой, к маме... А тут кто о тебе позаботится?

Он сам учится заботиться о других, бережно относиться к окружающему миру, уважать каждое существо.

Кадр из мультфильма «Заколдованный мальчик» "Союзмультфильм" 1955 г.
Кадр из мультфильма «Заколдованный мальчик» "Союзмультфильм" 1955 г.

В конце мультфильма Нильс уважительно склоняет голову и снимает шляпу перед седым карликом. Приключения, в которые ему приходится попадать, формируют его характер и отношение к жизни. И на мой взгляд это самое главное в мультфильме.

Кадр из мультфильма «Заколдованный мальчик» "Союзмультфильм" 1955 г.
Кадр из мультфильма «Заколдованный мальчик» "Союзмультфильм" 1955 г.

Немаловажно, что этот дух гуманизма, дух нравственного поведения человека, очень ярко проявленный у Сельмы Лагерлеф, авторы мультфильма постарались сохранить и развить.

В современном мире искусство почти принудительно лишают смысла, нравственной, воспитательной составляющей. Но каждый, кто даст себе труд задуматься, поймет, что нравственная и воспитательная составляющие во много определяют судьбу произведения. Сельма Лагерлеф была учительницей и поставила перед собой задачу преподавания географии в увлекательной форме:

…я буду думать о форме книги, которая действенней всего помогла бы вложить премудрость о нашей стране в эти маленькие головки. Возможно, старые предания помогут нам…

Но еще очень важно отметить, что в путешествии Нильса Сельма Лагерлеф решала не только эту задачу. У писательницы была очень четкая жизненная позиция: быть добрым, помогать другим, не бросать товарища в беде. И эту позицию она постаралась передать своим маленьким читателям.

Кадр из мультфильма «Заколдованный мальчик» "Союзмультфильм" 1955 г.
Кадр из мультфильма «Заколдованный мальчик» "Союзмультфильм" 1955 г.

С самых первых строк, она проблематизирует поведение Нильса через слова его матери (цит. по переводу Л. Брауде):

Но она больше печалилась о другом: очень уж злого нрава ее сын — жесток с животными и недобр к людям.
— Как бы смирить его злобу да смягчить его нрав! — все повторяла мать. — Не то накличет он беду и на себя, и на нас!

Лагерлеф с доступной ей глубиной дает оценку социального устройства общества и становится на сторону альтруизма и жертвенности. Она решительно отдает дань уважения простому труженику украшающему и меняющему мир.

Никогда бы он не подумал, что ему доведется услышать такие возвышенные и прекрасные слова: кто-то готов пожертвовать ради него жизнью!

Во время болезни матушка не раз повторяла детям, чтобы они запомнили: она не раскаивается в том, что позволила хворой женщине остаться у них. Ведь умереть не страшно, если поступаешь справедливо. Все люди должны умереть, это неизбежно. Но от самого человека зависит, умрет ли он с чистой совестью или нет.

Но все равно ему не удастся заставить меня изменить другу! Отец с матушкой — люди честные, и я знаю, что они лучше обойдутся без моей подмоги, нежели захотят, чтобы я вернулся к ним обратно с нечистой совестью.

В саге о Фалунском руднике крестьянин помогает даже тем, кто оказался неблагодарным и жадным:

— Коли этих ворюг задерут волки, поделом им!
— Нет, надо помочь тем, кто в беде, — молвил крестьянин и пошел из усадьбы. Пятьдесят работников нехотя последовали за ним.

...все, что возводится на земле по приказу королей, духовенства и сильных мира сего, не проживет века. А вот когда вы сказали: в Эстеръётланде не переведутся крестьяне — гордые и стойкие, я знаю: края наши вечно будут в чести. Только те, кто своими руками украшают землю, могут из века в век приносить своей стране благосостояние и славу.
Кадр из мультфильма «Заколдованный мальчик» "Союзмультфильм" 1955 г.
Кадр из мультфильма «Заколдованный мальчик» "Союзмультфильм" 1955 г.

Мне кажется позиция Сельмы Лагерлеф, как и позиция Андерсена, и множества других людей искусства, может послужить хорошим примером сознательного принятия гуманистических ценностей, любви к людям, доброты, сотрудничества на пути изменения мира и человека.