Найти тему
Истории в миниатюрах

"Царская охота"

«Романовы знали, кто есть, кто! Им было что скрывать, и они скрывали исторические реалии, сделав дело сокрытия наследственным делом». – писал один из многочисленных исследователей истории династии Романовых.

Молодая женщина, называвшая себя Елизаветой Всероссийской, считается одной из самых знаменитых самозванок в истории России.

Во время правления Екатерины II появилась особа, утверждающая, что является дочерью Елизаветы I и графа Разумовского. И если это так, то данная особа имела права на престол куда большие, чем императрица Екатерина Алексеевна. То, что Елизавета Петровна рожала детей подтверждено документально. В архивах сохранились сведения по крайней мере о двух- мальчике и девочке. Сын всю жизнь провел в монастыре Переславля-Залесского, а вот судьба дочери, названной Августой, остается тайной.

Елизавета Петровна  Романова
Елизавета Петровна Романова

Елизавета Петровна Романова, рожденная в год Полтавы, за два года до официального бракосочетания родителей - Петра I и Екатерины I. В 18 лет осталась сиротой. Первой любовью стал прапорщик лейб-гвардии Семеновского полка Алексей Шубин. На троне тогда восседала Анна Иоанновна, Шубин был сослан на Камчатку. Во время этого романа Елизавета рожала и если ребенок выжил ,то воспитывался в приемной семье и его существование было строго засекречено.

В 1737 году у Елизаветы новый возлюбленный. Алексей Розум был красив, прекрасно сложен и обладал приятным и сильным голосом, пел в церковном хоре. Роман продолжался несколько лет. Розум стал графом Разумовским и якобы состоялось тайное венчание. От тайного брака родились дети, считалось, что дочери воспитывались в Италии.

граф Алексей Разумовский
граф Алексей Разумовский

Особа, вошедшая в историю как княжна Тараканова, никогда не называла себя этим именем. У нее было много других имен: дочь гетмана Разумовского, принцесса Волдомир, персидская княжна Али-Эмете , фрау Шолль , но с именем княжны Таракановой ей суждено было войти в историю.

Считается, что одна из дочерей графа Разумовского и императрицы Елизаветы была отдана на воспитание дальней родственнице Разумовского Вере Дарагановой, иностранцы переиначили фамилию на свой лад, так и появилась Тараканова, а вместе с фамилией и легенда о претендентке на российский престол.

Выдавая себя за дочь Елизаветы Петровны, она ловко распускала слухи, и общественное мнение тех лет было уверено: княжна Тараканова – действительно дочь императрицы. Легенды окружали жизнь и смерть женщины. Русский художник К.Д.Флавицкий, написал картину, изображающую смерть Таракановой в Петропавловской крепости, якобы это случилось вовремя сильнейшего наводнения в Петербурге в 1777 году, но женщина умерла от чахотки и на два года раньше.

Княжна Тараканова художник Флавицкий
Княжна Тараканова художник Флавицкий

История княжны Таракановой началась в 1773 году, именно в этом году принцесса Волдомир объявила себя наследницей российского престола. Ей был всего 21 год и навряд ли она самостоятельно, не имея за спиной сильной и влиятельной поддержки решилась бы на такое.

С тех пор, она рассказывала о влиятельных вельможах в России ,поддерживающих ее и еще о том, что Емельян Пугачев ее родной брат – граф Разумовский.

Восстание Пугачева было подавлено, мир с Турцией подписан, но это нисколько не смутило «княжну Тараканову», она продолжала злить Екатерину, разослав манифесты папе-римскому, турецкому султану и самой Екатерине II.

«Божьей милостью, Мы, Елизавета Вторая, княжна всея Руси, объявляем верным подданным нашим: Мы имеем больше прав на престол, нежели узурпаторы государства».

К такому посланию прилагалось завещание Елизаветы Петровны, в котором она передавала власть своей дочери.( Данное завещание во время ареста княжны Таракановой было найдено в ее бумагах и признано подделкой.)

Такой наглости Екатерина стерпеть не смогла и графу Алексею Орлову-Чесменскому было поручено разобраться с «бродяжкой», он блестяще исполнил поручение императрицы. Граф пригласил "дочь Елизаветы" на свой корабль и привез в Россию, но только не в Зимний дворец, а в Петропавловскую крепость.

Граф Алексей Орлов- Чесменский
Граф Алексей Орлов- Чесменский

В Петропавловской крепости делом княжны Таракановой занимался фельдмаршал А.М.Голицын, его в первую очередь интересовало происхождение, и кто надоумил назваться дочерью Елизаветы. Ответы «вклепавшей на себя имя» тщательно записывались. Она отвечала, что где родилась не знает, родителей своих не помнит, что ей 23 года, зовут Елизаветой. Дочерью Елизаветы Петровны себя не называла, так называли ее другие, а она только пользовалась этим, не видя в этом ничего плохого. Русский язык она не знала, предпочитала давать показания на французском и немецком.

Здоровье княжны Таракановой было подорвано содержанием в холодном и сыром каземате. В ноябре 1775 года арестантка родила сына, отцом которого был граф Орлов. Ребенок получил имя Александра Чесменского, служил в конной гвардии, погиб молодым. Но, возможно, это только легенда.

Екатерине II так и не удалось добиться от самозванки признания, та упорно все отрицала и имена покровителей так и не назвала. Узница, несомненно оказалась умнее, чем о ней думала Екатерина II, она не поверила в обещание свободы. Молчала и только повторяла свою легенду. Могла ли императрица пощадить ту, что посягала на ее престол? Никогда! Узница прекрасно понимала, что ее судьба решена –смерть или пожизненное заключение.

«Дочь Елизаветы» умерла 4 декабря 1775 года от чахотки. Ее смерть не афишировали и тайно похоронили на территории крепости.

Через десять лет после этого события в Ивановском монастыре появилась загадочная женщина. Она приняла постриг и стала именоваться монахиней Досифеей. Была на особом положении, общалась только с настоятельницей и духовником. Ела отдельно от всех монахинь, при том ее стол ломился от всевозможных разносолов. Окна ее кельи были всегда задернуты занавесками.

Ходили упорные слухи, что она и есть та самая Тараканова, которую содержали в Петропавловской крепости, но эта женщина была значительно старше. Она прожила в монастыре 25 лет и умерла в 1810 году в возрасте 64 лет.

Жизнь ее была тихая, а вот похороны стали необыкновенно торжественными. Попрощаться с скромной монахиней съехалась вся московская знать. Похоронили Досифею в усыпальнице бояр Романовых. И скорее всего она и была дочерью Елизаветы Петровны Романовой, настоящей великой княжной, добровольно закрывшейся от мира и давшей обет молчания, для того, чтобы никто и никогда не смог воспользоваться ее происхождением ради своих интересов.