Найти тему
История и культура Евразии

Осада Ревеля 1570-1571 годов - или есть люди, которые сильнее пушек

Оглавление

Сотник Агафон Лешаков уже оглох от полуторамесячной стрельбы по укреплениям Ревеля. Каменные стены города не поддавались.

Датский прынц Арцимагнус Крестьянович стоял под стенами Ревеля уже с прошлой осени. Но его кнехты не имели осадных пушек. Поэтому, могли только перекидываться оскорблениями с горожанами на немчинском. Что они каждый день и делали с превеликой охотой. А после препирательств немчины пировали и посылали друг другу бутылки с вином. Как всякий культурный народ вино клали в корзинки. Горожане спускали их вниз, кнехты забирали и оставляли вместо городского вина свое. А утром со срамным матом обсуждали качество вин.

Магнус (26 августа 1540, Кристиансборг, Столичный регион — 28 марта 1583, Пилтене, Вентспилсский край) — датский и норвежский принц из Ольденбургской династии, брат короля Фредерика II Датского, король Ливонии с 1570 года, вассал Ивана IV Грозного.
Магнус (26 августа 1540, Кристиансборг, Столичный регион — 28 марта 1583, Пилтене, Вентспилсский край) — датский и норвежский принц из Ольденбургской династии, брат короля Фредерика II Датского, король Ливонии с 1570 года, вассал Ивана IV Грозного.

Зимой с приходом русских такой культур-мультур закончился.

Русские установили туры у ворот, поставили на них осадные орудия. И начали беспрерывный обстрел.

Сотня Агафона уже давно притерлась к пушкарям. Они были их руками и ногами. Таскали ядра, возводили туры, когда было нужно перетаскивали пушки. С пушкарями и кормились от щедрого стола воевод. Те понимали, что без пушкарей ратиться никак нельзя.

Ревель оказался крепким орешком. Ядра влетали в город, взрывались как положено, калеча и убивая горожан, сметая крыши и стены домов. Но ревельцы под огнем латали каждое попадание. Из костелов каждый день слышались заунывные запевания их ксендзов. Отпевали много покойников.

Вскоре мертвых стало еще больше. В городе началась чума. Из города она с редкими перебежчиками перекинулась в русский лагерь. Но воеводы были настороже и первых умерших сразу же сожгли. Так удалось спастись от этой напасти.

Зато в Ревеле девать трупы было некуда. Чума свирепствовала. Ревельцы не сдавались.

Вот и оглох Агафон от этой стрельбы. Он и его люди уже ничего не слышали и давали знать друг другу только хлопками по телу Спина гудела от такого общения.

В конце концов, Магнус понял, что Ревель не взять. В начале весны русское войско свернуло свой лагерь и ушло.

Цикл рассказов о Ливонской войне 1558-1583 годов

Статьи канала "История и культура Евразии" за август 2022 года

Список художественных рассказов канала "История и культура Евразии" за 2020-2022 годы