Его называли «нищий разговорщик». Полумифическая личность, он действительно был беден, всю жизнь прожил в одном городе, не написал ни одной строчки и всё время разговаривал с людьми. Он пытался найти истину, правду… Что есть истина?
«Я знаю, что я ничего не знаю» – часто повторял всемирно известный древнегреческий философ Сократ. В этих словах не показная скромность, а глубинное знание человеческой природы. Ну, как иначе он смог бы воспитать своего любимого ученика, Платона, который увековечил имя учителя и также стал всемирно известным философом.
Кто такой мудрец? Кто много странствовал, многое повидал и обладает энциклопедическими знаниями или тот, кто благоразумен в своих поступках и умеет быть счастливым? «Подлинное знание – это подлинное умение, а подлинное умение – это умение творить благо».
Заменим ИЛИ на И. Не будем противопоставлять знания и образ жизни, а объединим их. И знание, и умение превращать его в благие поступки – вот, в чём мудрость.
«Познай самого себя…» – вторая любимая фраза Сократа. Самопознание он считал самым ценным. Знаем ли мы себя? Странный и парадоксальный вопрос – кого же, как не себя, я знаю! Наверно, не все сочтут этот призыв актуальным, но для кого-то он может стать началом Пути.
В диалоге Платона «Пир» Сократ ищет определение философии. Философ – любящий мудрость – может казаться странным среди людей. Он занимает место между познавшим всё мудрецом и профаном. В отличие от спокойного мудреца и безмятежного профана философу не сидится на месте. Он всё время в поиске, у него много вопросов о мире и человеке, о жизни и её законах. И философ ищет ответы, он влюблён в этот поиск, но, сколько бы ни находил ответов, возникают всё новые вопросы, и он снова знает, что ничего не знает…
На вопрос «Кто самый мудрый среди людей?» Дельфийский оракул ответил, что это – Сократ. Как истинный философ Сократ задумался, почему. Чем он отличается от всех прочих, государственных мужей, ремесленников, поэтов, обладающих разными полезными знаниями и умениями. И, разговаривая, беседуя со всеми, понял, что все они про себя думают, что всё знают. А он сам не думает о себе так, будто знает то, чего не знает… С этого начинается мудрость!
Как объяснить это другим, как поделиться мудростью? Вот, если бы мудрость могла перетекать от одного к другому… Увы, знание – не вещь, его не купишь и даже не услышишь, если не дозрел. Знание может родиться изнутри только самим человеком. И «роды» начинаются с понимания своего незнания, в первую очередь, себя.
Сократ, прикидываясь простаком, разговаривал с людьми, в шутку называя себя повивальной бабкой. «Я человек совершенно вздорный и люблю ставить людей в тупик», – говорил он сам о себе. Странный, чудаковатый, сбивающий с толку, но одновременно завораживающий и магически притягательный.
Его беседы кончались по-разному. Один, гордый, запутавшись в противоречиях, приходил в ярость, нещадно ругая Сократа. Другой – вдруг прозревал в отношении себя и благодарил: Да, я же действительно не знаю, какой я! Чем живу, каковы мои настоящие ценности, цели…
Знаменитая сократовская ирония не была притворством или двуличием. Она больше походила на доброе, своеобразное чувство юмора, которое позволяет не принимать себя и других чересчур всерьёз. Ведь всё человеческое ненадёжно и зыбко. Именно это ему было и нужно: чтобы через разговор человек увидел себя как бы со стороны, засомневался и встретился с собой настоящим. Именно в этом заключался, на самом деле, главный предмет каждой его беседы – сам тот, кто говорит. Так Сократ искал в человеке Человека.
«Заговори, чтобы я тебя увидел…»
Сегодня мы тоже иногда встречаем своих сократов – людей, разговор с которыми буквально переворачивает, заставляет усомниться в привычном и услышать внутри голос… Этот голос говорит о главном, и ты будто видишь всё по-новому. И, если удаётся быть искренним с собой, открытым к неожиданному, то вдруг так захочется измениться к лучшему, стать сильнее и сделать выбор, на который не мог решиться.
Литература: Пьер Адо. «Что такое античная философия?»
Ольга Короткова