За последнюю четверть века наводнения стали проходить заметно чаще. Причины - природно-климатические, повлиять на которые практически невозможно, социально-экономические, на которые можно влиять опосредованно и долговременной перспективой и организационно-правовые, которыми можно и нужно оперативно управлять и и регулировать с целью предотвращения наводнений и минимизации нанесенного ущерба.
Наводнения проявляются в виде негативного воздействия вод (далее НВВ): в виде затоплений и подтоплений территорий. Еще одним из проявлений НВВ является разрушение берегов. Если границы зон затопления и подтопления нанесены и наносятся на карты, то разрушение берегов в нормах и в законах нигде не учитывается. Наводнения часто сопровождаются разрушением берегов, но не всегда. Разрушение берегов часто наблюдаются и без наводнений. Это характерно для морских берегов морей, а также для высоких береговых склонов и обрывов.
1. Факторы, приводящие к повышению риска наводнений и разрушения берегов
1.1. Природно-климатические факторы
1. Глобальное изменение климата, при котором участились экстремальные природные явления (увеличились амплитуда и частота температурных колебаний, экстремальные перепады атмосферного давления, количества осадков, мощность и частота водонасыщенных смерчей, засушливых периодов и т.д.).
Залповое выпадение ливней происходит все чаще. Даже в тех местах, где они никогда не наблюдались. Об этом свидетельствуют последние наводнения в Крыму, недавнее наводнение Объединённых Арабских Эмиратах.
2. Повышение уровня мирового океана из-за глобального потепления на планетарном уровне приводит к усилению темпов разрушения берегов и затопления прибрежных пониженных территорий. В ближайшие годы и десятилетия процесс будет усугубляться и ускоряться.
Однако уже сегодня в связи с глобальным повышением уровня мирового океана необходимо предусматривать меры по учету данного процесса: в нормативных документах по проектированию, при разработке генеральных планов населенных пунктов. Последствия глобального потепления в различных регионах Российской Федерации тоже различные.
Каждый регион имеет свою специфику, свои особенности. Например, в Краснодарском крае необходимо решать проблему скоротечных наводнений на горных реках, в том числе при выходе на берег водонасыщенных смерчей. инженерную защиту морских побережий. На Дальнем Востоке - приливные моря, и следует учитывать вероятность цунами. Регионы в зонах с вечной мерзлотой вскоре столкнутся с проблемой потери несущей способности грунтов основания. Прикаспийские регионы имеют свою особенность из-за колебаний уровня Каспийского моря. и т.д. Каждый регион имеет свою сугубо специфическую гидрологическую сеть. свои природно-климатические условия.
Таким образом, различия в природных условиях различных регионов диктуют необходимость дифференцированного подхода к решению проблем предотвращения ЧС природного характера.
1.2 Социально-экономические факторы
Краснодарский край имеет наиболее густонаселенное морское побережье и самое протяжённую морскую береговую линию в Российской Федерации.
По данным Минприроды Краснодарского края число рек на территории края составляет 7751 река. Общая протяженность их составляет 29125 км. Гидрографическая сеть является опорным каркасом расселения. Основными элементами расселения и освоения являются долинно-речные ландшафты. Структура населения в Краснодарском крае характеризуется повышенной плотностью в речных долинах.
На территории Краснодарского края прослеживается явное влияние гидрологической сети на урбанистику. Наблюдается основное тяготение расселения к оси долины рек Белая - Кубань, а также Черноморское побережье в зонах устьевых участков рек, впадающих в Черное море. 66,4 % населения, проживающего в бассейне реки Кубань, проживает в долине реки. Наибольшая плотность населения - в бассейне реки Кубань, максимальное значение - в долине реки Белая (2367 чел/км).
На Черноморском побережье проживает более 1 млн чел в 43 населенных пунктах. Максимальное значение по плотности - долина реки Цемес (1173 чел/км).
После Сочинской Олимпиады 2014 года темпы роста численности населения края неуклонно повышаются, особенно в указанных зонах Это относится к переезжающим в Краснодарский край на постоянное место жительства и к приезжающим в край на отдых.
Численность населения Краснодарского края составляет 5, 69 млн. человек (по данным Росстата за 2022 г.). Это третий по численности населения регион России после Москвы и Московской области. По приросту населения в абсолютном выражении за последние 3 года Краснодарский край занимает также 3-е место после Москвы и Московской области. Только за счет мигрантов население в крае с 2018 по 2021 годы увеличилось на почти на 200 тысяч.
Уже в текущем году наблюдается резкое увеличение количества отдыхающих и туристов особенно на Черноморском побережье. В этом году наблюдается стойкая тенденция перераспределения туристских потоков в сторону внутреннего туризма.
На территории Краснодарского края имеют место почти все опасные природные процессы и явления. Практически все реки Краснодарского края являются паводкоопасными. Особую опасность представляют наводнения, размыв берегов рек и морей. другие проявления негативного воздействия вод на сушу..
С ростом плотности населения при прочих равных условиях повышается размер ущерба, наносимого наводнениями. Увеличение плотности населения, в том числе за счет сезонных отдыхающих и туристов, приводит к тому, что большая численность населения оказывается в зонах бедствия.
С ростом плотности населения происходит увеличение техногенной и антропогенной нагрузки на прибрежные территории, в руслах рек и в их бассейнах. Рост численности постоянно поживающего населения приводит к освоению новых территорий, происходит индустриализация уже занятых территорий. Это выражается в следующем:
Повышается степень урбанизации территорий
Сокращаются площади естественных природных территорий, зон лесов, парковых зон и увеличение площади территорий с твердым покрытием на водосборных площадях. Как следствие, повышается скорость ливневых стоков с таких освоенных территорий. Особенно большую опасность стали представлять обордюренные дороги с твердым покрытием без надлежаще работающей ливневой канализации, как это было совсем недавно в Сочи и в Краснодаре. Сами по себе дороги превращаются в бурные потоки ливневых стоков. Особо опасны они в горных или пересеченных местностях или при значительных уклонах дорог, ограниченных подпорными стенками.
Русла рек переполняются наносами
Зарегулированность русел рек, т.е. увеличение количества и плотности гидротехнических сооружений в руслах рек - водозаборы, плотины и другие берегоукрепительные сооружения, мостовые переход или иные переходы через реки привели к изменению гидрологических характеристик рек. Как следствие, более интенсивно в руслах рек стали аккумулироваться наносы. Значительные объемы русловых материалов скапливаются в руслах рек. Отметки дна рек повышаются. Живые сечения русел сокращаются, из-за чего при паводках значительные территории подвергаются затоплению и подтоплению.
Истощаются и деградируют морские естественные пляжи
Сокращение ширины и деградация морских пляжей происходит из-за того, что русловые наносы, оставаясь и скапливаясь в руслах рек, перестают подпитывать морские пляжи. Это приводит к тому, что пляжи перестают выполнять защитную функцию по отношению к морским берегам и к набережным, как результат ускоряется размыв морских берегов, в том числе из-за активизации береговых оползней. В итоге приходится предпринимать дополнительные меры по защите морских берегов от разрушения, противооползневые мероприятия.
1.3. Организационно-правовые факторы
Несовершенство норм по проектированию противопаводковых мероприятий, включая расчистку русел рек, учитывающих специфику рек региона
Недостаточность мер по предупреждению наводнений и предупредительных мер по защите берегов от разрушения. В регионах Российской Федерации отсутствуют территориальные нормы по проектированию противопаводковых и берегоукрепительных мероприятий и сооружений. Такие территориальные нормы проектирования должны учитывать специфику рек и природно-климатические условия регионов.
Территориальные нормы должны быть научно обоснованы и разрабатываться с привлечением ведущих НИИ (ГГИ, гидротехнический институт им. Веденеева (Санкт-Петербург).
Берегоукрепительные и противопаводковые мероприятия на реках выполняются локально и эпизодически, бессистемно. Расчистка русел рек выполняется нерегулярно без соответствующего нормативного обеспечения и обоснования. Данные меры предпринимаются тогда, когда уже произошли ЧС.
Как правило, меры, предпринимаемые в рамках ликвидации последствий ЧС, в долговременной перспективе являются малоэффективными, и не решают проблему в целом. Существующая практика ликвидации последствий ЧС после наводнений, а не на создании системы предупредительных мер является нерациональной по многим причинам:
- наводнения наносят значительный материальный, социальный и экологический ущерб (происходят залповые загрязнения и засорения водных акватории рек и морей, сопровождающееся массовой гибелью водных биоресурсов)
- массовом порядке возводятся временные берегоукрепления, которые в последующем не эксплуатируется и быстро разрушаются.
Ведомственная разобщенность защитных мероприятий на реках и морских акваториях
Из-за нарушения естественных процессов выноса русловых материалов и пополнения ими морских пляжей возникают две взаимосвязанные проблемы. Решать которые по отдельности – задачи дорогостоящие и долговременные в реализации.
1) противопаводковые мероприятия, в том числе расчистка русел рек
2) защита морских берегов от опасных природных процессов (от размыва и оползней)
Если принять во внимание причину возникновения этих 2-х проблем, то становится очевидным, что их необходимо решать одновременно: расчищать русла рек от скопившихся, русловых отложений и осыпать их в приурезовую часть моря для формирования морских пляжей.
Этому мешает ведомственная разобщённость капитальных вложений в защитные мероприятия на реках и морях. Противопаводковые мероприятия на реках находятся в компетенции Минприроды РФ, защита морских берегов Минстрою РФ. Согласованному решения задач мешают бюрократические препоны.
Несовершенство норм проектирования морских искусственных пляжей. Многоступенчатость и большая продолжительность государственных экспертиз
Многоступенчатость проектирования и прохождения экспертиз при проектировании морских пляжей. Для разработки проекта обычного морского пляжа требуется прохождения последовательно 3-х государственных экспертизы - рыбохозяйственную, государственную экологическую в Росприроднадзоре, и строительную в ФАУ "Главгосэкспертиза России". Бывает проектирование морского пляжа занимает 2 - 3 месяца, экспертизы растягиваются на годы. Причём федеральные государственные экспертные организации, являясь по сути монополистами, зачастую сдерживают реализацию важных берегозащитных мероприятий по несущественным, формальным причинам.
Очень важно, чтобы проекты берегоукреплений разрабатывались и реализовывались своевременно и быстро, так как им свойственно быстро устаревать.
Несовершенство порядка организации и проведения рыбохозяйственной экспертизы
Рыбохозяйственную экспертизу проводят подразделения, находящиеся в ведении Росрыболовства Минсельхоза РФ. Её же ведомственные подразделения ведут подготовку специализированного раздела проектов, который передаётся в составе проектной документации на согласование в Росрыболовство.
Считаем наиболее рациональным является передача решения данных задач в компетенцию Краснодарского края.