6 августа 2022 года город Рыбинск Ярославской области отметит свой второй юбилей с новой датой основания 1071 год. 951 лет солидная дата для любого города, да и немного в стране городов со столь древней датой основания. А ведь ещё в прошлом году Рыбинск вёл своё летоисчисление с 1777 года, когда Екатерина II своим Указом «О преобразовании Рыбной слободы в город Рыбанъск».
Рыбинские историки с 19 века пытались доказать, что город имеет более древние корни. Даже нашли упоминание о нём в Ипатьевской летописи связанное с Ростовским восстанием 1071 года.
«Бывши бо единою скудости в Ростовьстей области вьстаста два полъхва от Ярославля, глаголюща: «яко ве свеве, кто обилье держнть», и поидоста по Волзе, кде приидуча в погост, туже нарекаста лучьшие жены, глаголюща, яко си жито держить, а си мед, а си рыбы, а си скору. И привожаху к нима сестры своя, матере и жены своя; она же в мечте прорезавша за плечемь, выиимаста любо жито, любо рыбу, и убивашета многы жены, и именье их отьимашета собе. И придоста на Белоозеро; и бе у нею людий инех 300. В се же время приключися прити от Святослава дань емлющю Яневи, сыну Вышатину; поведоша ему белозерци, яко два кудесника избила уже многы жены по Вользе и по Шексне, и пришла еста семо. Ян же испытав, чья еста смерда, и увидев, яко своего князя, послав к ним, иже около ею суть, рече им: «выдайте волхва та семо, яко смерда еста моего князя»... Белозерци же шедше яша я, и приведоша я к Яневи. И рече има: «что ради погубиста толико человек». Онема же рекшема: «яко ти держать обилье, да еще истребиве их, будеть гобино; аще ли хощеши, то пред тобою вынемеве жито, ли рыбу, ли ино что». Янь же рече: «по истине лжа то».
(Она же рекоста): «нама стати пред Святославом, а ты не можеши створити ничтоже». Янь же повеле бити я и поторгати браде ею. Сима же тепенома и браде ею поторгане проскепом, рече има Янь: «что вама бози молвять?» Онема же рекшема: «стати нам пред Святославом». И повеле Янь вложити рубль в уста има и привязати я к упругу, и пусти пред собою (в) лодье, и сам по них иде. Сташа на устьи Шексны, и рече има Янь: «что вам бози молвять?» Она же реста: «сице нама бози молвять, не быти нама живым от тобе». И рече има Янь: «то ти вама право поведали». Она же рекоста: «но аще на путиши, много ти добра будеть; аще ли наю погубиши, многу печаль приимеши и зло». Он же рече има: «аще ваю пущю то зло ми будеть от бога; (аще ль вас погублю, то мзда ми будеть)». И рече Янь повозником: «ци кому вас кто родин убьен от сею?» Они же реша: «мне мати, другому сестра, иному роженье». Он же рече им: «мьстите своих». Они же поимше, убиша я и повесиша я па дубе...» (ПСРЛ, т. II. Ипатьевская летопись, М., 1962. с. 164).
Между тем в более ранней Лаврентьевской летописи эти события описаны следующим образом:
«И повелел Янь вложить рубли в уста им и привязать их к мачте и пустил их перед собою в ладье, а сам пошел за ними. Остановились на устье Шексны, и сказал им Янь: «Что же вам теперь боги молвят?». Они же сказали: «Так нам боги молвят: не быть нам живым от тебя». И сказал им Янь: «Вот это-то они вам правду поведали». Волхвы же ответили: «Но если нас пустишь, много тебе добра будет; если же нас погубишь, много печали примешь и зла». Он же сказал им: «Если вас пущу, то плохо мне будет от Бога, если же вас погублю, то будет мне награда». И сказал Янь гребцам: «У кого из вас кто из родни убит ими?». Они же ответили: «У меня мать, у того сестра, у другого дочь». Он же сказал им: «Мстите за своих». Они же, схватив, убили их и повесили на дубе: так отмщение получили они от Бога по правде! Когда же Янь отправился домой, то на другую же ночь медведь взобрался, загрыз их и съел. И так погибли они по наущению бесовскому, другим пророчествуя, а своей гибели не предвидя» (здесь).
Не знаю, кто как, но, на мой взгляд, в тексте кроме упоминания устья Шексны, речи о поселении нет. Не в этом суть, а в том, что рыбинским археологам А.Н. Рыкунову и И.И. Рыкуновой удалось найти поселение того периода и как раз в устье Шексны.
Так что же это за поселение упоминания, о котором нет ни в одной летописи, ни в каких-либо других письменных источников относящихся к тому времени?
Первый историк города Матвей Гомилевский в «Описании города Рыбинска отмечал: «Летописи не сообщают нам точных известий ни о первых основателях, ни о времени появления Рыбинска … впрочем, есть следы неизгладимые, по которым видно, что заселение места, занимаемого нынешним городом, относится … к правлению Ярослава Мудрого». Что ж прав был священнослужитель (историком он был по совместительству), Да и удивительно было бы, чтобы на очень удобном месте слиянии рек Волги и Шексны, на высоком берегу не появилось поселение. Ведь даже на правом берегу Волги примерно в 5 километрах от русла реки. На более маленькой реке Черемухе ещё с 8 века поселились представители племени меря, которых уже сначала 11 века заменили представители славянского населения.
Вернёмся к Усть-Шексне, это официальное название археологического памятника. Площадь поселения 11 века составляет свыше 3 гектаров. Среди находок изделия византийского и скандинавского производства, клады с арабским серебром 10 века. Также найдены различные предметы быта и вооружения войнов. По словам И.И. Рыкуновой, «если булаву и стрелы мог иметь в своём распоряжении рядовой ополченец, то такая статусная вещь, как затыльник плётки, явно принадлежала какому-то военачальнику. Предположительно находка датируется 11 веком» (Рыбинские Известия 18 августа 2010 года). Наличие военного элемента даёт основание утверждать, что поселение создавалось как славянский погост в период экспансии Древней Руси на земли мери и веси. А эти земли как раз были пограничьем веси и мери, а удобный речной путь, уходящий к арабским торговцам, позволял контролировать не только вновь присоединённые земли, но и влиять на экономику финно-угорских народов.
Уже позже в 12, а особенно в 13 веках поселение разрослось, а площадь составляла до 30 гектаров. Среди населения Усть-Шексны были не только славянские поселенцы, но и меряне. Их присутствие подтверждается многочисленными находками привесок в форме утиных лапок. Из яйца утки согласно мировоззрению финно-угорских народов возник мир.
13 век – это расцвет поселения Усть-Шексна, полноценный город с развитым ремесленным производством и что немаловажно довольно крупный по тем временам металлургический центр. То, что это развитой купеческий пункт подтверждают находки бочкообразные весовые гирьки различного номинала, товарные пломбы, ключи, замки, стеклянные бусы византийского производства, корсунские каменные крестики, волынские шиферные пряслица, амфоры с низовьев Волги. О развитии металлургического производства говорят 13 раскопанных домниц, фрагменты льячек, крицы, керамические сопла и сотни железных шлаков полусферической формы.
Однако в конце 13 века успешно развивавшееся поселение пришло в упадок. Виной стал подъём уровня Волги, Нижняя часть поселения стала подвергаться постоянному затоплению и поселение сократилось в три раза. С 14 века здесь в основном занимались лишь рыболовством и земледелием. Сокращение населения, упадок торговли и ремёсел связан также и со значительно уменьшившимся значением водного пути из Балтики в Каспий.
Было ли поселение Усть-Шексна началом современного Рыбинска, утверждать положительно не берусь, в силу того, что основанный Казанский мужской монастырь в 16 веке на стрелке Волги и Черемухи стал новым центром притяжения деловой деятельности округи не имевшим корней с левобережной Усть-Шексной.
В заключение хотелось бы добавить, упоминания поселения в письменных источниках нет, трудно сказать, с чем это связано, хотя ряд находок говорит, что поселенцы владели грамотой. То, что это было не совсем простое поселение говорит находка печати Юрия Долгорукого, такими печатями в то время могли пользоваться только представители высшей государственной и церковной знати: великий князь Киевский, князья с самостоятельными княжествами и митрополиты. Отсутствие религиозного центра в поселении несколько смущает, но возможно его открытие ещё впереди. А ведь вспомним, что волхвы были повешены на дубах. А значит здесь, рядом была священная дубовая роща.