Найти в Дзене

Почему же болит душа о городском электротранспорте?

Оглавление

"И только к концу речи он поборол свою вторую международную натуру и заговорил хорошими деловыми словами:

– И я так думаю, товарищи, что этот трамвай, который сейчас выйдет из депа, благодаря кого он выпущен? Конечно, товарищи, благодаря вот вас, благодаря всех рабочих, которые действительно поработали не за страх, а, товарищи, за совесть. А еще, товарищи, благодаря честного советского специалиста, главного инженера Треухова. Ему тоже спасибо!.." (Ильф и Петров, "12 стульев")

Я обычно стараюсь писать всё-таки с оптимизмом. Чтобы всё равно была надежда, чтобы был виден выход.

Может, и в этот раз смогу.

Просто тема для меня достаточно болезненная. Как для человека, с детства влюблённого в городской электротранспорт.

Утешаюсь я в таких случаях словами святителя Николая Сербского (передаю по смыслу): если у вас о чём-то сильно болит душа, а вы не знаете, что делать, то ваша боль - тоже помощь. Потому что Сверху видно всё.

Приведённый в начале статьи эпиграф о пуске трамвая в Старгороде основан на реальных событиях. В 1926 году была пущена первая трамвайная линия в Воронеже. Собственно, это и описали наши классики. И со временем воронежская трамвайная сеть стала одной из крупнейших в России. А потом её безжалостно и бессмысленно убили.

Это Санкт-Петербург, там крупнейшая трамвайная сеть в СНГ. А фотографии из Воронежа и других городов, где были ликвидированы трамвайные и (или) троллейбусные системы я публиковать не буду. Не могу.
Это Санкт-Петербург, там крупнейшая трамвайная сеть в СНГ. А фотографии из Воронежа и других городов, где были ликвидированы трамвайные и (или) троллейбусные системы я публиковать не буду. Не могу.

Да, можно много чего сказать про оптимизацию, "прогресс" и т.п. Но, если честно, вместо "оптимизации" мне просится на язык другое слово - преступление. Что-то очень в духе "ваучерной приватизации". Или "конверсии" оборонных предприятий в перестройку. Или "декоммунизации".

А что касается прогресса... Нет, могу понять, почему убрали троллейбус в Москве - там он и правда особо не нужен, с таким развитием метрополитена. Но Воронеж, Владикавказ, Тверь, Тюмень, Архангельск, Астрахань, Белгород... Почему? За что? Зачем?

Да, в Грозном трамваи и троллейбусы исчезли тогда, когда началась война. Но ведь город восстановили - и как! Почему же не восстановили электротранспорт?

В Сухуме и Бендерах тоже были боевые действия. Но там троллейбус восстановлен - и работает!
Троллейбус в Сухуме
Троллейбус в Сухуме
Троллейбус в Бендерах
Троллейбус в Бендерах

Хотя в том же Цхинвале тоже троллейбуса не стало - по той же причине, что и в Грозном. Восстановят ли в Мариуполе - тоже пока вопрос.

А это Волчанск (Свердловская область). Девять тысяч жителей в городе. Но трамвай жив. Почему вдруг трамвай стал не нужен в миллионном Воронеже?
А это Волчанск (Свердловская область). Девять тысяч жителей в городе. Но трамвай жив. Почему вдруг трамвай стал не нужен в миллионном Воронеже?

Читая, в частности о Волчанском трамвае, я узнал, что в периоды ремонтов и простоев в сети (а они бывали) какие-то важные детали были разворованы некоторыми местными жителями.

Всколыхнуло. Не люблю вот эти вот вещи в народе: пьянство, воровство, вандализм и бесхозяйственность. В любом народе. А в нашем - особенно. Именно потому, что наш, родной. О родном сильнее болит.

При развитом гражданском самосознании никакие "оптимизаторы", "эффективные менеджеры" ничего сделать не могут. Так я думаю.

О судьбе электротранспорта в городах бывших советских республик особо разворачивать не буду. Только одну республику упомяну - Белоруссию.

Как вы думаете, сколько в Белоруссии было ликвидировано трамвайных и троллейбусных систем? Правильно, НИ ОДНОЙ.
Трамвай в Минске
Трамвай в Минске
Трамвай в Витебске
Трамвай в Витебске

Белоруссии повезло, что демократия у них продлилась совсем недолго. Поэтому и в Витебске, и в Минске трамвай работает, и троллейбус жив и здравствует во всех шести областных центрах.

А ещё есть троллейбус в Бобруйске и трамвай в Мозыре. Хотя города не вот чтобы прямо большие. Не крупнее Воронежа.
Или просто у нас нужно, чтобы в каждом регионе Батька был? С хорошим кнутом - чтобы уважительнее относились к тому, что строилось не одним поколением, во что люди душу вкладывали? Что было событием, праздником - и без чего, я уверен, многие люди чувствуют себя осиротевшими, опустошенными?
Троллейбус в Бобруйске
Троллейбус в Бобруйске
Трамвай в Мозыре
Трамвай в Мозыре

И разговоры про "не нужно", "устарело" и т.п. - неуместны они, я считаю. Почему не поднимают вопрос о ненужности передач типа "Пусть говорят" или "Модный приговор"? О ненужности многих "произведений" современного "искусства"? О ненужности, в конце концов, бесчисленных питейных заведений, которые плодятся и плодятся? Или с трамваем расправиться проще?

Если бы вопросы о судьбе городского электротранспорта выносились (в критических случаях) на широкое общественное обсуждение - уверен, транспорт спасли бы. Если надо, всем миром бы поддержали.

Нашему региону, хочу сказать, повезло - у нас и трамвай, и троллейбус сохранили. Трамвай даже приумножили - когда построили стадион к Мундиалю, то туда дополнительную линию провели. И метро у нас продолжают строить, даже в 90-е несколько станций открыли.

У нас в Самаре целый трамвайный интернационал. Причём, славянский. В основном, пока чехи. Чуть поменьше россиян. И чуть-чуть белорусов. Если не ошибаюсь, на фото как раз белорусский трамвай.
У нас в Самаре целый трамвайный интернационал. Причём, славянский. В основном, пока чехи. Чуть поменьше россиян. И чуть-чуть белорусов. Если не ошибаюсь, на фото как раз белорусский трамвай.

Правда, без потерь всё равно не обошлось. Несколько самарских троллейбусных маршрутов таки ушли. Ушла (надеюсь, верю - что временно) добрая треть троллейбусных маршрутов в Тольятти. Перестал работать троллейбус в Сызрани.
Хотя в том же Новокуйбышевске, который по числу народа равен Сызрани - там 16 троллейбусных маршрутов (больше, чем в областном центре), и работают. Человеческий фактор?

Троллейбус в Новокуйбышевске
Троллейбус в Новокуйбышевске

Логически мне трудно пока эту мысль развернуть, но выскажу: городской электротранспорт у нас - это тоже... идеология своего рода.

То, что объединяет, роднит, сплачивает. Украшает. Является элементом здорового консерватизма, если хотите (а без здорового консерватизма ни одно общество не выживет). Делает чище - и это не только в смысле экологии.

И пусть это будет. Я думаю, есть выходы. И если душа болит - то думается, не у одного меня. Значит, есть надежда...

А что по этому вопросу думаете вы? Есть ли в вашем городе электротранспорт - и если да, то как вы к нему относитесь? И как относитесь к разного рода "оптимизациям" в этой сфере?

Напишите ваше мнение в комментариях. Не забудьте также поставить лайк и подписаться на канал. До новых встреч - уже скоро!

#городской транспорт #трамвай #троллейбус