Всё когда-нибудь заканчивается. Вот и нам пора отправляться в обратный путь, на самолет и домой.
Путь предстоит неблизкий.
До Бийска от нашей замечательной базы Алтынсай 470 км,
а до Барнаула 630 км.
Далеко забрались. Поедем до Барнаула, прямо в аэропорт.
Ехать будем два дня, с одной промежуточной ночевкой. И все время по одной дороге Р256, также называемой "Чуйский тракт".
Это не просто дорога. Это очень красивая дорога.
По мнению авторитетного журнала National Geographic, который в 2014 году составил рейтинг 10 самых красивых автомобильных дорог мира, федеральная трасса P256 «Чуйский тракт» заняла почётное 5 место.
Это касается не всей трассы от Новосибирска до границы с Монголией, село Ташанта (длина 942 км), а участка от города Бийск до Ташанты длиной 630 км.
Именно в Бийске находится символический "нулевой километр", именно оттуда в 1901 году начиналось строительство Чуйского тракта на месте старых вьючных троп, для облегчения торгового пути через горы Алтая в Монголию.
Вот по этому самому красивому участку мы и проедем, при этом делая много остановок в приметных местах. Дорога проходит по разным климатическим зонам , ландшафты постоянно меняются, за каждым поворотом Чуйского тракта открывается что-то новое. Так что спать по пути нельзя!!!
Поехали!
Курайская степь - это фактически обширная межгорная котловина на высоте 1500 метров, между Север-Чуйским и Курайским хребтами. По этой котловине течет река Чуя, вдоль реки и проложен Чуйский тракт.
Спокойно, без резких поворотов, дорога постепенно сбрасывает высоту.
Благополучно проскочив Гейзерное озеро и поселок Ак-Таш, где мы уже были , выезжаем на новый для нас участок Чуйского тракта
Наша первая остановка - порог "Бегемот" на реке Бия, 5-я категория сложности. Просто посмотрим на эту молотилку, без сплава.
При таких реках популярность водного туризма на Алтае легко объяснить.
Несмотря на то, что водный туризм - один из самых опасных видов туризма. Бурная вода ошибок не прощает.
Едем дальше.
Очередная остановка очень живописна и интересна
Здесь можно подняться повыше и посмотреть участок старой дороги, на котором два грузовика не могли разойтись
С противоположной стороны памятник строителям Чуйского тракта и водителям, которые работали здесь на перевозках грузов
На табличках, установленных на тумбах под машинами вовсе не имена героических строителей и водителей, работавших здесь в очень тяжелых условиях, особенно в годы Великой Отечественной войны, когда возили помощь из Монголии.
Это слова из песни "Есть по Чуйскому тракту дорога...", которая прозвучала в фильме Василия Шукшина "Живет такой парень...".
По песне парня звали Колька Снегирев и погиб он на этой трассе, пытаясь обогнать объект своей неразделенной любви, барышню по имени Рая, тоже водителя. Его грузовик улетел в обрыв во время обгона. Вот такая печально-романтическая история.
Поэтому народное название этого мемориала - памятник Кольке Снегиреву. Хотя такого человека и не существовало в реальности и на постаменте стоят не АМО и Ford, как в песне, а ГАЗ АА и Виллис.
Что интересно, у Кольки Снегирева есть вполне реальный прототип. Это друг поэта Михаила Михеева, написавшего слова песни - Николай Ковалев.
Он работал водителем на Чуйском тракте, и у него была невеста Иранда.
Песня была написана для них как свадебный подарок.
К счастью, в жизни прототипы героев песни не разбились на трассе, а вполне удачно поженились и прожили долго и счастливо.
Продолжаем путь.
И вскоре следующая остановка - петрографический комплекс Калбак-Таш
Перевод названия Калбак-Таш - плоский камень. Здесь, на сравнительно небольшом возвышении, действительно очень много плоских камней
А на этих плоских камнях огромное количество разных изображений, не менее 3000 шт.
Петроглифы можно разделить на несколько эпох:
- Эпоха неолита (6-4 тыс. лет до н.э.) — крупные фигуры животных, таких как олени и козлы, верблюды
- Эпоха энеолита-бронзы (3-1 тыс. лет до н.э.), — мужские и женские фигуры, колесницы и телеги запряженные вьючными быками, погонщики и воины, фантастические хищники и домашние животные.
- Скифская эпоха (VIII-III вв. до н.э.) — петроглифы со сценами охоты на оленей, а так же многочисленных животных — козлы, волки-собаки, кошачьи хищники, маралы.
- Древнетюркская эпоха (VII-X в. до н.э.) — сцены охоты, изображения диких быков и медведей. К этому же времени относятся и древнетюркские рунические надписи.
Во всём этом невозможно разобраться без знающего человека, поэтому при посещении комплекса стоит взять экскурсовода. Тем более, что территория довольно большая и ходить можно долго от заборчика к заборчику, так ничего и не поняв.
Наш гид был на высоте. Кажется, что он знает всё о каждом рисунке.
За 40 минут он успел очень много рассказать и показать.
Я бы, к примеру, подумал что на камне изображена ракета, на которой прилетели инопланетяне к древним жителям Алтая.
Оказалось, это вовсе не ракета. Это женщина в шаманском наряде. И таких здесь много.
А на этом камне можно прилечь и пополнить энергетический запас организма. Но только мужчинам.
У женщин для этого есть другой камень, побольше
А к этому можно прикоснуться, прямо в отпечаток ладони, выбитый в камне. Что будет, я не расслышал
В общем, интереснейшее место. Пропускать не рекомендую.
Продолжаем ехать. Еще 10 км пути и очередная остановка. Слияние двух рек - Чуя и Катунь. Завораживающее зрелище.
Едем дальше.
Следующая остановка совсем рядом - село со смешным названием Иня.
А достопримечательность здесь совсем не смешная. Висячий мост через реку Катунь постройки 1936 года. Общая длина моста по настилу 142 м, средний речной пролет равен 100 м. Пилоны моста высотой 21 м. Через них перекинуты и закреплены цепи, на которых мост подвешен.
Мост уже не используется. В 1970 году построен новый, а старый в 1994 году был объявлен памятником истории и культуры Российской Федерации.стал историческим памятником.
Спрашивается, за что такая честь. У этого моста дух сталинской эпохи.
Инженер Цаплин С.А., проектировщик моста и руководитель работ, очень сильно рисковал. Еще будучи студентом Ленинградского института инженеров путей сообщения, он увлекался разработкой теории висячих мостов, и этот мост был его дипломным проектом. Теперь предстояло воплотить этот проект в жизнь, а до этого никто в мире нигде подобных мостов не строил. Мост строили заключенные, и если бы что-то пошло не так, Цаплин очень просто мог стать одним из них.
Но Цаплин выстоял, и мост тоже. Крепок до сих пор. По нему уже не ездят, но пешком пройти можно, даже коровы ходят.
Пересекаем реку Катунь по новому мосту
и едем уже по левому берегу. Сначала под скалой Яломанбом.
При прокладке новой трассы пришлось участок скалы взорвать
Затем еще две скалы - Уркошбом и Коргучубом.
Проехав скалы, начинаем постепенно подниматься. Длинный извилистый подъем приводит на самый сложный перевал Чуйского тракта - перевал Чике-Таман, 1295м.
Здесь есть куча машин, припаркованных вдоль обочин, памятник строителям дороги, красивые виды с видовой площадки
и внушительный сувенирный рынок с богатым ассортиментом.
О том, что покупать на рынках и что привезти с Алтая, можно почитать здесь.
Очень удобны шерстяные изделия прямо из Монголии.
Спуск с перевала Чике-Таман в долину реки Урсул очень живописен.
Проехав несколько населенных пунктов, прибываем к месту нашей ночевки - визитцентру "Уч-Энмек"
Завершение дня под проливным дождем очень даже приятно, когда он идет снаружи. А ты по крышей, у тебя дошёл шашлык и стол уже накрыт.
Продолжение следует...
.