Найти тему

Перерыв в логопедических занятиях из-за поездки на море, в деревню. Чем это грозит?

Всем здравствуйте. Ваш ребенок начал недавно посещать логопеда или же вы специалист, который искренне хочет помочь ребенку с задержкой речевого развития или дизартрией, но на улице лето и пришла идея отдохнуть. Одни родители выбирают отдых на море, другие, у кого бюджет поскромнее, решают отправиться в деревню к бабушке и дедушке. Все бы ничего, НО, есть действительно большое и важное но- как быть с логопедическими занятиями? Все, кто давно на нашем канале, знают о трех важных составляющих успеха в коррекции речевых нарушений:

- Регулярность занятий

- Комплексный подход

- Постоянное отслеживание результатов и своевременная корректировка учебного плана.

К сожалению, не все родители, да и логопеды это понимают. Нарушенный режим ведет к печальным последствиям, сейчас перечислю каким именно:

1. Ребенок, не получающий нужной нагрузки, расслабляется
2. Ребенок, с которым не проводят грамотно выстроенные занятия остается со своей речевой проблемой на одном и том же месте
3. Ребенок ленится заниматься вновь после длительного перерыва, забывает о том, как проходила прежняя работа
4. Происхолит откат в развитии: то есть если на занятиях малыш показывал отличные результаты, но на пике коррекции родители увезли его в деревню, все, этот процесс пойдет в обратную сторону из-за отсутствия прежней нагрузки. Плюс ко всему, если родители решают самостоятельно заниматься с ребенком, думая, что овладели всеми приемами специалиста, а на деле выходит совершенно не то...Такие действия и игра в "Учителя" приводят к печальному итогу.
5. Ребенок закрывается в себе ( решить проблему речевого негативизма очень и очень сложно, поэтому если в середине пути остановить занятия, может потребоваться начинать все с самого начала).

Почему так происходит? Представьте себе человека с лишним весом, который решил срочно худеть. Он выбрал режим дня, диетическое питание, подробный комплекс упражнений на разные группы мышц на каждый день. Его работа над собой должна происходить ежедневно, ежечасно. Но вдруг его друзья приглашают отдохнуть и поехать в теплые края. Он соглашается и...что происходит? Иная обстановка полностью переворачивает его мировоззрение, он может полениться, тем более друзья уговаривают "ну подумаешь пару дней отдохнешь, это на пользу", солнце, море, пляж, казалось бы, есть все условия для тщательной работы над собой, но это отдых, и приезжают туда люди именно отдыхать, загорать, отбросить все лишние заботы, мысли и дела. Так и с логопедией, лишь единицы положат с собой в чемодан пособие по развитии речи и дневник для домашних занятий.

-2

Как же тогда быть? Возможно ли отпустить ребенка-ученика на отдых и при этом не потерять всю пределанную работу, весь тяжелый труд? На самом деле, эта задача нелегка и все зависит как от специалиста, так и от родителей ребенка.

Во-первых, если родители ответственные люди и к проблеме ребенка относятся с полной серьезностью, то они сами ЗАРАНЕЕ сообщат логопеду о планируемом отпуске, поездке и поинтересуются, какие задания можно выполнять с ребенком, чтобы не растерять все приобретенные умения, знания и навыки.

Во-вторых, родители будут ежедневно сообщать логопеду о том, как прошло занятие, что получилось, а что нет, просить оказать поддержку, пришлют видеоматериал, как своего рода, отчет о проделанной работе. Не забываем, что работа одинаково важна , как со стороны логопеда, так и родителей, поэтому некорректно требовать запись занятий только со специалиста.

В-третьих, сам логопед должен вовремя среагировать на создавшуюся ситуацию и не впадать в ступор "Что мне делать? Куда бежать? Какие задания давать?". Спокойствие, уверенность и решительность должны стоять на первом месте. Грамотный специалист ВСЕГДА даст план занятий на тот промежуток времени, который запланирован для отъезда ребенка. План на каждый день, а не просто отрывочные упражнения или игры на мелкую моторику.

-3

Что должно входить в план для занятий с ребенком в условиях деревни или моря? Все то, что вы проделывали в кабинете: артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, отработка слогов ( если ребенок находится на этапе освоения слогов) или же работа со словами/фразовым конструктором, игры, направленные на развитие логики, памяти, мышления и внимания, игры на мелкую моторику, если это ребенок говорящий, но имеющий дизартрию, то в занятия войдут слоговые цепочки, пропевание и проговаривание отдельных звуковя с которыми ребенок еще не справляется, и т.д. Плюс к этому будут даны рекомендации по включению упражнений на развитие крупной моторики, без нее никуда. Все задания будут зависеть от каждого конкретного случая, но одно точно- это не "рваные" советы, наподобие: "продолжайте больше общаться, лепите из пластилина, бросайте мячик друг другу" или расписанного лишь одного занятия "проговорите с ребенком названия членов семьи и пропойте слоги с согласными Б и П". Это советы ни о чем. Речь идет о ребенке с нарушением одной из самых главных функций-речи ( высшей психической функции☝),поэтому пускать дело на самотек нельзя.

Как быть логопеду, столкнувшемуся с такой ситуацией, когда родители говорят о том, что занятия приостанавливают из-за поездки?

  • 1. Убрать панику
  • 2. Поговорить с родителями о необходимости данной поездки, быть может, они рассмотрят иной вариант отдыха.
  • 3. Рассказать о возможных трудностях, с которыми они могут столкнуться, если сейчас резко прервут занятия.
  • 4. При серьезном настрое родителей рассказать о важности выполнения домашних заданий. КАЖДЫЙ ДЕНЬ.
  • 5. Подготовить конспекты занятий на тот промежуток времени, пока ребенок будет находиться на отдыхе.
  • 6. При встрече с родителями все детально объяснить: как заниматься с ребенком, сколько по времени, какие пособия надо брать, какие игрушки, как и что говорить и т д.
  • 7. Попросить, не стесняясь, записывать хотя бы отрывки из ежедневных занятий.
  • 8. Предложить выходить на связь с ребенком и включаться в занятия онлайн, чтобы малыш не забыл про специалиста и не вышел из строя
  • 9. При возникающих трудностях был готов оперативно предложить иные варианты заданий для малыша.

Задача не проста, с одной стороны, отдохнуть хочется всем, но в то же время, нельзя бросать начатое, тем более коррекционную работу с ребенком, у которого имеется нарушение речевой функции. Это не просто синяк, оставленный после падения на асфальт, который достаточно помащать кремом и все точно заживет. Речь- это очень сложная система, от работы которой зависит деятельность всего организма в целом.