Он же - «Лёлик», он же - «Олежка», он же- «Цыплёнок Табака», он же - всеми уважаемый и любимый Олег Павлович Табаков, создатель уникального молодёжного театра «Табакерка», он - же Художественный руководитель Московского Художественного театра имени А.П. Чехова (МХАТ).
Вспоминая этого светлого человека, возникает чувство восторга и восхищения. Он был одним из редких самородков того времени.
1955-й год. Мы, выпускники театральной студии им. Щепкина, играем дипломные спектакли. Одним из постоянных посетителей этих спектаклей - молодой, обаятельный и очень общительный артист театра «Современник» Олег Табаков. Причиной столь частого посещения «Щепки» являются, не только дипломные работы выпускников. Основная причина - это Людмила Крылова, предмет обожания, студентка студии, будущая жена, будущая мать двоих детей.
Так сложилось, что, увидев меня в спектакле, поставленным А. В. Эфросом, в Центральном Детском театре, О.Н. Ефремов пригласил меня на работу в «Современник». Там я, вновь, увидел Олега Табакова, уже в роли ведущего артиста театра.
Первая моя роль в «Современнике» - «Принц» в спектакле, по пьесе, написанной Табаковым и поставленной самим Табаковым - «Белоснежка и семь гномов». Олег Павлович серьёзно отнёсся к моему вводу в спектакль. Будучи творческим человеком, он не упускал случая совершенствоваться, и мне кажется ему это удалось. Первое знакомство с труппой, с текущим репертуаром. Самые яркие, фонтанирующие работы - работы Табакова. Для меня он - номер один. Конечно, Ефремов, Евстигнеев и некоторые «основатели» вне конкуренции, но всё-таки Табаков был одним из лучших.
Первым, кто подставил плечо вновь пришедшему артисту, был «Лёлик». Он сразу стал обращаться ко мне уважительно - «Юрашек».
Такое тёплое отношение располагало, раскрепощало, помогало освоиться в новом коллективе, ощутить себя «своим».
Условия выживания в театре «Современник», особенно для вновь пришедших артистов, были суровые. (Основателей это не касалось. Они были на особом привилегированном положении. Об этом я говорю, чтобы быть более объективным). Свою творческую и гражданскую позиции нужно было подтверждать и доказывать постоянно. Ежегодно увольняли, по принципу несовместимости творческой и гражданской позиции, вплоть до одной третьей труппы. Стараясь быть более объективным, скажу, что атмосфера была не совсем здоровой, так как артисты были в постоянном напряге и это мешало творческому росту, который требует свободы и самостоятельности. Однако, театр был очень востребован и на высоте в творческом и гражданском плане.
Требования Олега Николаевича Ефремова были чрезвычайно высоки. Он предъявлял претензии даже Олегу Павловичу Табакову. «Я - есмь» и «процесс проживания», по Станиславскому, для него были священны. В этом он был бескомпромиссен. Таланту Табакова было тесновато в этих рамках. Он, явно, был артистом школы «проживания», но, в силу исключительной одарённости, иногда совмещал её со школой «остранения». На мой взгляд, его природа противилась любым рамкам, но это не противоречило системе К.С. Станиславского, а только её обогащало. А Олег Николаевич был другого мнения.
Олег Павлович репетировал главную роль (Кисточкина) в пьесе Василия Аксёнова «Всегда в продаже». Репетиционный процесс, не помню по какой причине, затянулся на полгода. Олег репетировал ярко, блистательно, феерически! Принимая спектакль перед премьерой, Олег Николаевич снял с роли Табакова и назначил на его роль Михаила Козакова, который в последствии, сыграл эту роль, как всегда, на высоком уровне, но не хватало «фонтанирования» Табакова. Возникли, на мой взгляд, непринципиальные расхождения в отношении системы Станиславского. Табаков был назначен на эпизодическую роль продавщицы в палатке. Этой ролью Олег доказал свои неограниченные актёрские возможности. Успех был бесспорный.
Вскоре мы поехали на гастроли в Чехословакию. В поезде Олег попросил меня выйти в тамбур, и, держа за лацканы пиджака, около часа изливал обиду на несправедливое отношение к нему Олега Николаевича Ефремова. Я искренне ему сочувствовал и был на его стороне. На самом деле, Олег Николаевич любил Табакова и дорожил им.
Широта и порядочность Олега Павловича проявлялись во всём. Когда к нему кто-то обращался за помощью, он никогда не отказывал. Если надо за кого-то похлопотать, он - в первых рядах. Однажды он меня покорил своим благородством, и я останусь благодарен ему на всю жизнь. Распределяя роли в пьесе Артура Миллера «Случай в Виши», Марлен Хуциев, постановщик спектакля, назначил на роль актёра Мансо двоих: Табакова и меня. Я подошёл к Олегу и попросил: «Олег, ты ведущий артист театра, а мне необходимо доказывать мою состоятельность. Пойди навстречу, дай возможность порепетировать без очерёдности. Он пошёл дальше: отстранился от репетиций вплоть до самого выпуска спектакля. А роль была значительной, артисты от таких ролей не отказываются.
Господь очень щедро наделил его талантом. Он виртуозно пользовался этим даром. К примеру: Олег снимался в кино у режиссёра Пчёлкина. Тот его попросил: «Олег, хорошо бы у тебя на глазах появилась слеза». На что, в свою очередь Олег его переспросил: «Из какого глаза должна катится слеза?» Пчёлкин, приняв это за шутку, ответил: «Из правого». Была команда: «Мотор», - и в нужный момент у Олега Павловича из ПРАВОГО глаза покатилась слеза!
Помимо природной актёрской одарённости он был профессионален во всём. Режиссёр и педагог, воспитавший целую плеяду великолепных актёров и режиссёров, которые во многом определяют лицо сегодняшнего театрального искусства.
Но, Господь, говорят, первыми забирает лучших! Нелепая случайность забрала у нас этого прекрасного актёра! Возможно, что когда-нибудь родятся «тридцатники» или ещё кто-нибудь в этом роде, и продолжат традиции, заложенные «Ими» и, в частности, этим великолепным человеком и артистом!
P.S.
Будем надеяться, что прагматичное, потребительское отношение к действительности, приведшее нас к примитиву и деградации, будет нами осмысленно и отвергнуто, как неприемлемое, и мы вернёмся к творческому, яркому восприятию окружающего нас мира, в котором жили наши предшественники «шестидесятники».
Примечание.
Коллеги о Табакове: «Лёлик может всё, но не всё сразу».