Поступивший на вооружение ВВС США в конце 1983 года, F-117 Nighthawk был первым в мире реактивным самолетом, построенным с применением технологии стелс и предназначенным для обеспечения проникновения через самую плотную и сложную в мире сеть ПВО - Советский Союз, который был дополнен комплексами ПВО по всей территория Варшавского договора.
Новые советские системы противовоздушной обороны снизили вероятность проникновения на территорию СССР американских самолетов, таких как бомбардировщики B-52H и B-1B, а также ударные истребители F-111.
К тому же им противостояли такие самолёты как тяжелые перехватчики четвертого поколения МиГ-31 Foxhound и МиГ-25ПД, первые из которых оснащены первыми в мире радарами с фазированной антенной решеткой, а также ракетами класса "воздух-воздух" с активным радиолокационным наведением R-33, они успешно дополняли системы ПВО С-300 большой дальности и новые варианты системы С-200.
Несмотря на потенциальную уязвимость для обнаружения длинноволновыми радарами, большинства советских самолетов и систем ПВО F-117 можно было обнаружить только на меньших расстояниях, но тем не менее уязвимым он не был.
F-117 с самого начала был спроектирован так, чтобы иметь возможность устанавливать ядерные бомбы B57 и B61.
Для увеличения шансов проникновение самолёта на территорию Советского Союза, через советскую оборону, подразделения F-117 должны были получать разведданные о позициях ПВО противника и тщательно планировать маршрут, чтобы избежать потенциального обнаружения и перехвата.
Тот факт, что самолеты в основном должны были действовать из Европы, означал, что им нужно будет пройти через территорию стран Варшавского договора, прежде чем достичь самого СССР - трудная задача, учитывая, что члены альянса сами начали использовать передовые системы воздушного боя, такие как С-300 и истребители МиГ-29, базирующихся в Восточной Европе.
Предполагалось, что F-117, оснащенные тактическими ядерными боеголовками B57 или B61, предназначенными для поражения таких целей, как скопления войск и военные базы, будут использовать "метод складирования" для доставки ядерного оружия.
Самолет быстро пролетал над целью и сбрасывал ядерную бомбу замедленного действия - ту, которая замедляла спуск с помощью парашюта и иногда взрывалась вскоре после приземления.
Хотя F-117 был одним из самых медленных истребителей в мире и не мог развивать скорость 1 Маха, этот метод сброса бомбы с парашютом позволял ему летать относительно низко, чтобы лучше уклоняться от вражеской ПВО, не рискуя попасть под ядерный взрыв или его ударную волну.
Конфликт в Персидском заливе вскоре после окончания холодной войны, показзал командованию американской армии некоторое представление о том, как будут использоваться самолеты для нападения на СССР.
Иракские длинноволновые радиолокационные системы были определены в качестве первоочередных целей и нейтрализованы ударными вертолетами морской пехоты на начальных этапах войны, после чего F-117 стало гораздо труднее обнаружить.
Истребители-невидимки были эффективно дополнены истребителями F-4G, которые были разработаны специально для подавления противовоздушной обороны противника и были хорошо оснащены противорадиолокационными ракетами для этой цели - мощная пара, которая, вероятно, также была бы использована в случае крупной войны в Европе.
Поскольку F-117 имел чрезвычайно высокую эксплуатационную стоимость, которая изначально была самой высокой в мире для боевого самолета, включая гораздо более тяжелые бомбардировщики, было построено только 64 единицы.
В середине 2008 года самолёты этого типа были полностью сняты с вооружения, преимущественно из-за принятия на вооружение F-22 Raptor, который к слову тоже сняли с производства в 2011 году.
На данный момент "ядерные" F-117 заменили модернизированные под ядерное оружие самолёты невидимки F-35, но это уже совсем другая история.
Подписывайтесь и делитесь своим мнением.