В 1977 году американская рок-группа Kansas записала и выпустила арт-роковый альбом, базирующийся на давно устаревшем прогрессиве, который в эпоху разгула панк-рока и диско-музыки начал собирать свои многочисленные «платины», несмотря на колоссальную конкуренцию новых стилей на всемирном музыкальном рынке.
Американская рок-группа Kansas – это пример того, как можно удачно выпустить прог-роковый альбом в эпоху засилья панка и диско, и при этом заработать на нем миллионы долларов только в США, не считая остальной мир. В случае с «Канзасом» этот фокус удалось в этот сложный для рок-музыки период провернуть целых четыре раза – в 1976, 1977, 1978 и 1979 годах группа выпустила целых четыре «платиновых» альбома, причем два из них были четырежды «платиновыми». Подобные успехи в те годы смогла повторить только британская рок-группа Queen, но, во-первых, у «Квинов» «платин» было гораздо меньше, а, во-вторых, они не были прог-роковой группой.
Прогрессивный рок как явление практически умер к середине 70-х, также умер и хард-рок, на смену которому пришел хэви-метал. А на смену прог-року пришел арт-рок, то есть помпезный, или другими словами - коммерческий вариант прогрессива. До середины 70-х прог-рок доминировал на рок-сцене, составляя довольно сильную конкуренцию хард-року, но с появлением панка и диско оба эти течения, как ранее и психоделический рок, стали просто неактуальными. Казалось, рок-музыке настал конец, и она вот-вот исчезнет как явление.
Но тут вдруг со своей новой версией рока как черт из табакерки выскочила американская группа Kansas. С 1974 по 1975 годы она выпустила три альбома в новом, невиданном ранее стиле, которые начали «стрелять» в американских чартах «золотыми» дисками (более 500 тысяч проданных копий каждый). А в 1976-м «канзасы» взяли и выдали альбом «Leftoverture», который вдруг начал брать «платину» за «платиной» (более 1 миллиона проданных копий), и сегодня эта пластинка только с США распродана в количестве почти 5 миллионов копий, и это не считая тех миллионов, которые разошлись по остальному миру.
Мало того, в следующем, 1977 году, вышел еще один такой же успешный альбом «Point of Know Return», который тоже в итоге взял 4 «платины» (даже с лишним). По горячим следам был выпущен двойной концертный альбом «Two for the Show», который, правда, имел успех поменьше, но свою «платину» он в итоге все же забрал.
И вот тут появляется недоумение – Kansas поначалу в чартах классифицировался как прог-роковая группа со всеми присущими этому стилю атрибутами, однако все же прог-рок в музыке «канзасов» был иной, на американском континенте до этого не культивировавшийся. Больше всего она походила на арт-рок, который, как явление зародился в Европе, в частности – в Великобритании, и на котором поднялись в середине 70-х такие британские группы, как Electric Light Orchestra, Yes, Roxy Music, Barclay James Harvest. Да и Queen и Pink Floyd в те годы тоже полировали свои хард-роковые корни в первом случае и психоделические во втором именно арт-роковыми формами.
Однако арт-рок группы Kansas базировался исключительно на прог-роковый основе, которая, как известно – это чисто американское явление. Правда, «канзасам» не давали покоя лавры их соотечественников – хард-рокеров Grand Funk Railroad, которые к 1974 году тоже пробовали себя в арт-роке (на чем и погорели), поэтому какая-то часть харда в музыке новой группы все же присутствовала. Но в основном это был прог-рок с сильной симфонической арт-роковой составляющей со всеми отсюда вытекающими – немного авангарда, немного джаза, немного фолка с кантри, немного буги, также, хоть и в мизерных дозах, присутствовали и совсем уж экзотические ритмы, например, фанк и регги. Также в достаточно широком ассортименте присутствовали и баллады, однако группа отказалась от блюза, как «станового хребта» тогдашнего американского рока.
Я услышал альбом Kansas «Point of Know Return» в 1981 году в армии. Концерт был записан на кассете, и названия группы на ней не было. Этого не знал даже владелец кассеты, и потому до самого моего дембеля из армии в конце 1982-го я так и не узнал, что это за группа. В 70-е Kansas у нас в СССР был совершено неизвестен, и потому я стал искать корни этой интересной группы среди того материала, который знал. Вокал был похож на Марка Фарнера, но, естественно, это был не «Гранд Фанк». Я склонился к тому, что это какой-то новый диск Кита Эмерсона.
Да, я тогда очень плохо знал музыку Emerson, Lake & Palmer, но то, что поет не Грег Лейк – это было ясно даже мне. Тем не менее, услышанный мной альбом по обилию органов и синтезаторов более всего подходил как раз к ELP, именно поэтому я посчитал, что это или ELP с новым вокалистом, или сольник Эмерсона, тем более что там была слышна очень сильная хард-роковая гитара, чего у «эмерсонов» никогда не было. Я очень быстро выучил этот альбом наизусть, и после многократного прослушивания знал буквально каждую ноту – так сильно он мне понравился.
Когда я вернулся из армии, я стал всем своим друзьям рассказывать о том, что услышал «какого-то Эмерсона», который оказался настолько убоен, что за его запись я готов заплатить любые разумные деньги. Интересно, что как раз тогда я услышал на виниле альбом Kansas «Monolith», но совершенно не опознал в этой музыке то, что я услышал в армии. Ну, это и естественно, потому что «Монолит» был записан совсем в другом ключе, и хотя Kansas и на этом альбоме был чистым старым добрым «Канзасом», тем не менее я все же эти две пластинки почему-то не отождествил.
Однако не прошло и пары месяцев, как один мой знакомый притащил мне Kansas «Point of Know Return», и еще до того, как я поставил пластинку на иглу, он заявил, что это именно то, что мне нужно – видимо, я очень хорошо ему объяснил, что именно ищу. И на самом деле – это была именно та самая пластинка, которую я услышал в армии на кассете, и которую знал наизусть. Радости моей не было предела, правда, немного огорчило то, что это все же не Эмерсон, а неизвестная мне группа. Тем не менее, я с вожделением записал этот альбом на свою бобинную приставку «Ноту-203» и стал искать остальные диски Kansas.
Таким образом в течение 1983 года у меня в руках побывали все виниловые диски Kansas вплоть до 1980 года «Audio-Visions», какие-то мне нравились меньше, какие-то больше, но группа в целом произвела на меня сильнейшее впечатление, и до сих пор остается одной из самых любимых. Однако среди всех этих дисков нет практически ни одного, который по мощи сравнился бы с «Point of Know Return» 1977 года. Это и на самом деле выдающееся арт-роковое музыкальное произведение на мощных прог-роковых корнях, и оно совсем не зря собрало столько «платин». Правда, совсем не понятно, как этот диск на грани давно устаревшего хард-рока стал таким популярным, а тем более в США и Великобритании, где в те годы уже вовсю зажигали такие монстры панка, как Ramones и Seex Pistols (слово изменено по цензурным соображениям), и такие диско-монстры, как Донна Саммер и Boney M.
Тем не менее, альбомчик «выстрелил» причем нестандартно, то есть не просто стал «платиновым», а «мультиплатиновым». Я думаю, что случилось это, прежде всего, потому, что музыканты группы, а может даже само руководство лейбла Kirshner Records, на котором «канзасы» начинали свою успешную карьеру, в лице Дональда Киршнера, были вкурсе того, куда лучше двигаться в новых рыночных условиях. Киршнер уже в начале 70-х был опытным шоу-бизнесменом, видимо, он и разработал концепцию новой музыки, которую должна была играть взятая им под крыло группа Kansas, состоявшая из тоже опытных и не менее креативных музыкантов. И первые три альбома были просто репетицией к «платине», которую группа начала собирать, начиная с 1976 года весьма успешно.
Да, альбом «Leftoverture», вышедший в 1976-м, был самым успешным в коммерческом плане творением Kansas, но последовавший за ним «Point of Know Return» стал самым заметным в творческом развитии группы. После него «канзасы» уже таких достижений не демонстрировали, и, может быть, вышедший в 1995-м альбом «Freaks of Nature» был попыткой реанимировать творческий успех. Да, альбом 1995 года вышел прекрасен, но в коммерческом плане он уже ничего не решил.
Итак, давайте рассмотрим трек-лист альбома и хотя бы кратко отметим заслуги всех песен на нем. Публикую состав группы, чтобы было ясно, кто какой вклад вносил в музыку с применением каких инструментов.
~ Steve Walsh: лидер-вокал (треки 1-5, 7-9) и весь спектр клавишных;
~ Kerry Livgren: лидер-гитара, акустическая гитара и весь спектр клавишных;
~ Robby Steinhardt: лидер-вокал (треки 5, 6, 7 , 8, 10), скрипка, перкуссия;
~ Rich Williams: лидер-гитара и акустическая гитара;
~ Dave Hope: бас-гитара;
~ Phil Ehart: ударные.
Сторона 1:
1). Point of Know Return (3:11) «Точка возврата». Авторы - Уолш, Эхарт, Стейнхардт. Прекрасная оркестрованная арт-роковая песня, мало того, что сочинение это высшего музыкального порядка, так еще и оформлено клавишными и скрипками весьма зачетно. В общем, ударное начало.
2). Paradox (3:49) «Парадокс». Авторы - Ливгрен и Уолш. Это произведение уже ближе к прог-року, по крайней мере, в плане закрученности всяких прог-роковых наворотов не только ничем не уступает таким монстрам прогрессива начала 70-х, как Yes и Genesis, но и превосходит их. Хотя, чего уж греха таить, времена изменились, поэтому придумать что-то более закрученное «канзасам» все же пришлось.
3). The Spider (2:08) «Паук». Инструменталка, автор – Уолш. А это такой супер, что и во сне не приснится. Это чистый ранний Эмерсон и Ко, только в разы круче, тут прогрессив, арт и хард так намешаны, что даже не разобрать, в каком конкретно ключе сыграна композиция..
4). Portrait (He Knew) (4:32) «Портрет (Он знал)». Авторы - Ливгрен и Уолш. Чистый мощный гитарный хард-рок а-ля Grand Funk Railroad с прог-роковыми вставками и конкретно артовым вокалом. Одна из самых зачетных композиций на альбоме. Песня про Леонардо да Винчи, хотя Википедия утверждает, что об Альберте Эйнштейне. По тексту можно только понять, что герой песни писал и цифры, и картины. Ну, то, что да Винчи писал картины - мы знаем, а писал ли картины Эйнштейн? Вот в чем вопрос.
5). Closet Chronicles (6:30) «Хроники из шкафа». Авторы – Уолш и Ливгрен. Сама песня сугубо арт-роковая, но внутри такие хард-прог-роковые вставки, что аж страшно становится за разум любого любителя тяжелого рока.
Сторона 2:
6). Lightning's Hand (4:21) «Рука молнии». Авторы – Уолш и Ливгрен. Удивительный синтез хард-рока и прогрессива. Особенно впечатляют гитарные дуэты Ливгрена и Уильямса. Поет скрипач Робби Стейнхардт.
7). Dust in the Wind (3:26) «Пыль на ветру». Автор – Ливгрен. Самый известный хит группы Kansas, только в США сингл с ним был продан тиражом более 3 миллионов копий. Но музыканты на нем рубят миллионы и по сей день, потому что эта песня очень востребована в мировой коммерческой рекламе. Кстати, может кто не знал, но в 1986-1988 годах на концертах эту песню озвучивал на скрипке тогдашний гитарист «канзасов» Стив Морс, нынешний «Дип Перпловец». По этому поводу есть видео концерта группы 1988 года, там Морс на скрипке выпиливает так вдохновенно, аки Паганини.
8). Sparks of the Tempest (4:15) «Искры бури». Авторы - Ливгрен и Уолш. Еще один супер-хард на прог-фундаменте с артовыми заморочками. Куплет поет Стейнхардт, припев – Уолш.
9). Nobody's Home (4:37) «Никого нет дома». Авторы - Ливгрен и Уолш. Эта чисто артовая баллада мне никогда не нравилась, поэтому комментировать ее не буду.
10). Hopelessly Human (7:10) «Пропащие люди». Автор – Ливгрен. Еще один «каназасовский» арт-гигант с прогрессивными, и даже хард-роковыми наворотами внутри, от которых просто сносит башку. Поет скрипач Стейнхардт. Прекрасное завершение альбома.
Жаль, конечно, что к альбому не шло бонусов. Но и того, что есть на альбоме, для заворота мозгов хватает с лихвой. Кстати, сразу же после этого альбомчика тот же мой кореш притащил мне и диск «Audio-Visions» 1980 года. И хоть пластинка эта была уже чисто артовая, без особого прогрессива, и вообще без какого-либо харда, она мне тоже снесла башку, и является моей самой любимой, правда, на втором месте после «Point of Know Return». Я о ней тоже позже напишу.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Группа Kansas, выпускавшая мультиплатиновые прог-роковые альбомы в эпоху засилья панка и диско
Немецкое арт-рок-трио «Triumvirat» ~ знатные подражатели Кита Эмерсона, в итоге ставшие квартетом
Почему такие рок-гиганты как «Emerson, Lake & Palmer» так быстро сдулись?
Американская группа «Styx», которая во второй половине 70-х своим английским саундом победила панк и диско
Как советский ВИА «Иверия» в 1974-76 гг. записывал на фирме «Мелодия» лучшие хиты «Uriah Heep»