Творчество чешского художника Альфонса Мухи — эталон стиля модерн. Плавные, текучие линии, прекрасные женщины, смешение мотивов Востока и Запада, витражность контуров, выразительные обрамления в виде арок и цветочных гирлянд — все это знаменитый «стиль Мухи», такой узнаваемый, такой притягательный. В жизни Альфонса Мухи было много удивительных историй. Я расскажу лишь один эпизод.
Знаменитая актриса Сара Бернар после очередного мирового турне вернулась в Париж и решила вложить деньги в собственный театр. В 1893 году она заплатила 700 тысяч франков за Театр Возрождения и следующие шесть лет была его художественным руководителем и ведущей актрисой. Бернар вникала во все мелочи театральной жизни, и однажды столкнулась с проблемой: для возобновленного показа спектакля «Жизмонда» не были вовремя заказаны афиши. Обнаружилось это на второй день после Рождества, и вышло так, что в типографии от «горящего» заказа отказались все, кроме Альфонса Мухи. Ради «божественной Сары» можно было поработать и в праздники. Муха засел за работу и выполнил заказ за сутки. Результат привел в восторг Сару Бернар. На афише актриса предстала перед зрителями в полный рост — прекрасная женщина, истинный объект восторга и почитания. После этой истории Сара Бернар предложила Мухе контракт, по которому он становился декоратором и художником по костюмам в Театре Возрождения, а также создателем всей печатной продукции, включая афиши и буклеты. Ежемесячный гонорар Мухи был очень щедр — 3 тысячи франков, плюс полторы тысячи за каждую новую афишу.
Размеры афиш в исполнении Мухи были огромными, вытянутыми на японский манер — два метра в высоту, и печатались они на двух листах. Потрясающая красота афиш, изображавших знаменитую актрису, привела к тому, что после очередной расклейки поклонники аккуратно обрывали или срезали замечательные литографии с афишных тумб. Это натолкнуло Сару Бернар на удачный финансовый ход, и после очередного тиража часть афиш оставляли в театре для продажи коллекционерам — на них было выручено около 130 тысяч франков.
Сотрудничество с Сарой Бернар вознесло Альфонса Муху на самые вершины парижского мира иллюстрации и дизайна. Он стал практически воплощением стиля модерн. Параллельно с работой в театре художник разрабатывал этикетки и рекламные плакаты, календари и упаковки для самой разнообразной продукции. Духи и мыло, печенье и папиросная бумага, обивочные ткани, сигареты, шампанское… По эскизам Мухи был расписан кафель в ванных комнатах «Восточного экспресса». Роскошные «женщины Мухи» с легкостью продавали практически любую продукцию. Его личный стиль был настолько узнаваем, что его так и называли — «стиль Мухи».