Найти в Дзене

Воображаемая геральдика Средневековья

В Средние века гербы были у всех знатных людей. И в какой-то момент возникла мысль, а какие гербы имелись у людей далекого прошлого? Скажем у владык далекого прошлого, как Юлия Цезаря. Но мысль шла дальше, какие гербы у героев библейский легенд? Трудно было представить значимых персон без герба, атрибута любого знатного гражданина. И тогда люди средних веков сказали "Сейчас будет". И у многих популярных персонажей истории и литературы появились гербы. Гербы легендарных королей Первыми свои гербы получили монархи прошлого, как император Карл Великий. Затем настала очередь персонажей античной истории. От грека Ахилла и троянца Гектора до Александра Македонского и Юлия Цезаря. Многие геральдические сборники включали «воображаемые» гербы. Например в португальском сборнике гербов "Thesouro de Nobreza"перечисляются гербы португальских семейств. И сюда же включены гербы Гектора, короля Артура и Александра Македонского. Гербы в церквях были обычным явлением для Средневековья и Возр
Оглавление
В почти космодесантском шлеме едет рыцарь Ланселот с гербом на щите. Как и положено рыцарю, даже если он родом из книг. Иллюстрация из французской рукописи ок 1310г
В почти космодесантском шлеме едет рыцарь Ланселот с гербом на щите. Как и положено рыцарю, даже если он родом из книг. Иллюстрация из французской рукописи ок 1310г

В Средние века гербы были у всех знатных людей. И в какой-то момент возникла мысль, а какие гербы имелись у людей далекого прошлого? Скажем у владык далекого прошлого, как Юлия Цезаря. Но мысль шла дальше, какие гербы у героев библейский легенд? Трудно было представить значимых персон без герба, атрибута любого знатного гражданина.

И тогда люди средних веков сказали "Сейчас будет". И у многих популярных персонажей истории и литературы появились гербы.

Thesouro de Nobreza. 1675
Thesouro de Nobreza. 1675

Гербы легендарных королей

Первыми свои гербы получили монархи прошлого, как император Карл Великий. Затем настала очередь персонажей античной истории. От грека Ахилла и троянца Гектора до Александра Македонского и Юлия Цезаря.

герб Александра Македонского из Аугсбургского гербовника XVI в
герб Александра Македонского из Аугсбургского гербовника XVI в

Многие геральдические сборники включали «воображаемые» гербы. Например в португальском сборнике гербов "Thesouro de Nobreza"перечисляются гербы португальских семейств. И сюда же включены гербы Гектора, короля Артура и Александра Македонского.

Фрески в Кастелло-делла-Манта (Пьемонт) 1420 г. Слева направо Иуда Маккавей, король Артур, Карл Великий и Готфрид Бульонский
Фрески в Кастелло-делла-Манта (Пьемонт) 1420 г. Слева направо Иуда Маккавей, король Артур, Карл Великий и Готфрид Бульонский

Гербы в церквях были обычным явлением для Средневековья и Возрождения. Гербы знатных спосоров строительства собора или местных знаменитостей появлялись на фресках и витражах. Не обходили художники стороной и значимых героев легенд и прошлого.

Герб короля Артура. Из книги: "Имена, гербы и блазоны рыцарей Круглого Стола"/"Les Noms, Arms et Blasons des Chevalliers et Compaignes de la Table Ronde"
Герб короля Артура. Из книги: "Имена, гербы и блазоны рыцарей Круглого Стола"/"Les Noms, Arms et Blasons des Chevalliers et Compaignes de la Table Ronde"

Истории о рыцарях Круглого стола и короле Артуре были настолько популярны, что получили собственный геральдический сборник "Les Noms, Arms et Blasons des Chevalliers et Compaignes de la Table Ronde». Свой герб имел и храбрый Роланд, образец рыцарства из цикла легенд о Карле Великом.

Библейские герои и их гербы

Не обделили и библейских персонажей. Каждому воителю и государю вручили по гербу (Моисей, Давид, Иуда Маккавей и др.).

У Иисуса Навина, легендарного ветхозаветного воителя, на серебряном щите сияло золотое солнце. Такое сочетание цветов является ошибкой. Но герою можно.

Иисус Навин с серебряным щитом с золотым солнцем (воин слева, фреска частично разрушена), рядом с синим щитом стоит царь Давид.
Иисус Навин с серебряным щитом с золотым солнцем (воин слева, фреска частично разрушена), рядом с синим щитом стоит царь Давид.

Считалось что у царя Давида множество талантов, писал музыку и стихи. Поэтому на его щите рисовали золотую арфу. Цвет щита мог менятся, становился красным или получал кайму с зубцами. Но музыкальный инструмент оставался.

Герб Смерти

Но исторических личностей и персонажей из легенд оказалось мало. Постепенно у Бога, Адама и Евы, и даже Смерти появились свои гербы. Альбрехт Дюрер не обошел стороной тему и создал герб Смерти в своей жутковатой красе. На турнирном щите помещена реалистичная эмблема с черепом. Патлатый "дикий человек" за шлемом это щитодержатель. Само наличие данного элемента указывает на статусность, все же Смерть грозное явление и неотвратимое. А девушка наглядная демонстрация "поцелуя смерти", что тут не шутки шутят.

Альбрехт Дюрер. 1503
Альбрехт Дюрер. 1503

Герб как клеймо врага

Гербы атрибут людей достойных и благородных. Но одновременно герб мог становится клеймом врага, любого «иного». С XIII века на страницах рукописей можно встретить немало рисунков о битвах рыцарей и сарацин времен Крестовых походов. Часто «свои» и «чужие» на миниатюрах выглядели одинакого. И гербы приобретали практическое свойство, помогали отличать одних от других.

Конечно ближневосточные воины не пользовались такими символами. Но разве это могло остановить художников? Как пишет Михаил Майзульс: «Воображаемые гербы мусульман требовались в первую очередь для того, чтобы изобличать иноверие, противопоставить доблестных воинов Христовых». Но знаки инаковости, метки «других», оказывались не только на гербах сарацин. Подобные эмблемы предназначались для всех: языческие идолопоклонники, ханаанцы, сражающихся с израильтянами, Голиаф повергнутый Давидом, и «дикие народы», противники Александра Македонского. Все они получили похожие или точно такие гербы с жабами, скорпионами и прочими эмблемами.

Схватка сарацин и крестоносцев. Миниатюра из «Романа о Готфриде Бульонском», XIV век.
Схватка сарацин и крестоносцев. Миниатюра из «Романа о Готфриде Бульонском», XIV век.

Подобный герб с жабами достался литературному персонажу Фарамону (Pharamon) королю Галлии из цикла баллад о "Короле Артуре". Неприятное земноводное для людей тех времен связывалось с дьяволом и нечистью и пользовалось славой приспешников ведьм и нечистой силы. И герб с жабой на щите оказывался клеймом врага. С ним рисовали Сатану или противника рыцарей Круглого стола.

герб с жабами Фарамона (Pharamon) короля Галлии
герб с жабами Фарамона (Pharamon) короля Галлии

Но не всегда герб у представителя другого народа был вражеским клеймом. Там правителям Китая, Индии или Африки тоже рисовали гербы без негатива. Потому что они правители и им положено.

Заключение

Воображаемая геральдика отдельный и интереснейший пласт истории культуры от Средневековья и Возрождения. Гербами наделяли достойных персонажей легенд. Или клеймили чужаков и иноверцев. Их включали в гербовники дворянских семейств, которые на практике документ вида "why is why», и мог использоваться в суде при доказательстве родства. Воображаемая геральдика не оставалась шуткой, а вполне явно отражалал мировоззрение средневекового человека.