В Средние века гербы были у всех знатных людей. И в какой-то момент возникла мысль, а какие гербы имелись у людей далекого прошлого? Скажем у владык далекого прошлого, как Юлия Цезаря. Но мысль шла дальше, какие гербы у героев библейский легенд? Трудно было представить значимых персон без герба, атрибута любого знатного гражданина.
И тогда люди средних веков сказали "Сейчас будет". И у многих популярных персонажей истории и литературы появились гербы.
Гербы легендарных королей
Первыми свои гербы получили монархи прошлого, как император Карл Великий. Затем настала очередь персонажей античной истории. От грека Ахилла и троянца Гектора до Александра Македонского и Юлия Цезаря.
Многие геральдические сборники включали «воображаемые» гербы. Например в португальском сборнике гербов "Thesouro de Nobreza"перечисляются гербы португальских семейств. И сюда же включены гербы Гектора, короля Артура и Александра Македонского.
Гербы в церквях были обычным явлением для Средневековья и Возрождения. Гербы знатных спосоров строительства собора или местных знаменитостей появлялись на фресках и витражах. Не обходили художники стороной и значимых героев легенд и прошлого.
Истории о рыцарях Круглого стола и короле Артуре были настолько популярны, что получили собственный геральдический сборник "Les Noms, Arms et Blasons des Chevalliers et Compaignes de la Table Ronde». Свой герб имел и храбрый Роланд, образец рыцарства из цикла легенд о Карле Великом.
Библейские герои и их гербы
Не обделили и библейских персонажей. Каждому воителю и государю вручили по гербу (Моисей, Давид, Иуда Маккавей и др.).
У Иисуса Навина, легендарного ветхозаветного воителя, на серебряном щите сияло золотое солнце. Такое сочетание цветов является ошибкой. Но герою можно.
Считалось что у царя Давида множество талантов, писал музыку и стихи. Поэтому на его щите рисовали золотую арфу. Цвет щита мог менятся, становился красным или получал кайму с зубцами. Но музыкальный инструмент оставался.
Герб Смерти
Но исторических личностей и персонажей из легенд оказалось мало. Постепенно у Бога, Адама и Евы, и даже Смерти появились свои гербы. Альбрехт Дюрер не обошел стороной тему и создал герб Смерти в своей жутковатой красе. На турнирном щите помещена реалистичная эмблема с черепом. Патлатый "дикий человек" за шлемом это щитодержатель. Само наличие данного элемента указывает на статусность, все же Смерть грозное явление и неотвратимое. А девушка наглядная демонстрация "поцелуя смерти", что тут не шутки шутят.
Герб как клеймо врага
Гербы атрибут людей достойных и благородных. Но одновременно герб мог становится клеймом врага, любого «иного». С XIII века на страницах рукописей можно встретить немало рисунков о битвах рыцарей и сарацин времен Крестовых походов. Часто «свои» и «чужие» на миниатюрах выглядели одинакого. И гербы приобретали практическое свойство, помогали отличать одних от других.
Конечно ближневосточные воины не пользовались такими символами. Но разве это могло остановить художников? Как пишет Михаил Майзульс: «Воображаемые гербы мусульман требовались в первую очередь для того, чтобы изобличать иноверие, противопоставить доблестных воинов Христовых». Но знаки инаковости, метки «других», оказывались не только на гербах сарацин. Подобные эмблемы предназначались для всех: языческие идолопоклонники, ханаанцы, сражающихся с израильтянами, Голиаф повергнутый Давидом, и «дикие народы», противники Александра Македонского. Все они получили похожие или точно такие гербы с жабами, скорпионами и прочими эмблемами.
Подобный герб с жабами достался литературному персонажу Фарамону (Pharamon) королю Галлии из цикла баллад о "Короле Артуре". Неприятное земноводное для людей тех времен связывалось с дьяволом и нечистью и пользовалось славой приспешников ведьм и нечистой силы. И герб с жабой на щите оказывался клеймом врага. С ним рисовали Сатану или противника рыцарей Круглого стола.
Но не всегда герб у представителя другого народа был вражеским клеймом. Там правителям Китая, Индии или Африки тоже рисовали гербы без негатива. Потому что они правители и им положено.
Заключение
Воображаемая геральдика отдельный и интереснейший пласт истории культуры от Средневековья и Возрождения. Гербами наделяли достойных персонажей легенд. Или клеймили чужаков и иноверцев. Их включали в гербовники дворянских семейств, которые на практике документ вида "why is why», и мог использоваться в суде при доказательстве родства. Воображаемая геральдика не оставалась шуткой, а вполне явно отражалал мировоззрение средневекового человека.