Найти в Дзене
Хакнем

Как найти общий язык с бабушкой, если она чрезмерно религиозна

Моя семья никогда не была религиозной. Родители иногда посещают церковь, но не более того. А вот бабушка всегда отличалась радикальными настроениями касательно всего: у нее было трудное, военное детство, и сложности жизни оставили отпечаток на ее характере.

Думаю, многие сталкивались с тем, что поколение бабушек и дедушек, у кого-то мам и пап достаточно «сухие», ответственные люди, контролирующие весь семейный быт.
Конечно, по большей степени это связано с тем, как они взрослели, тяжёлые времена влияют на личность и жизненный уклад.

Для моей бабушки религия стала некой отдушиной, которая, впрочем, стала её затягивать.

В её жизни появились Свидетели Иеговы – ныне запрещённая организация на территории Российской Федерации.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Заранее хочу подчеркнуть, что с ужасами сектантства наша семья не сталкивалась никогда. От членов организации никогда не поступало ни угроз, ни вымогательства, ни каких-либо финансовых манипуляций. Однако, то, что вы могли слышать про Свидетелей – правдиво.

Это действительно сложная, хорошо продуманная система с жесткими ограничениями, запретами и своим видением как жизни, так и религии в целом.
При воспитании все эти аспекты собираются в достаточно тяжелые условия.

Попробуйте сказать вашему маленькому ребенку, что теперь вы не отмечаете ни свой, ни его День Рождения, как и другие праздники. Довольно безрадостно, правда?
Всё дело в том, что у Свидетелей Иеговы один из самых страшных грехов – гордыня. Празднование своего Дня Рождения нечто схожее с эгоизмом в высшей мере, а самолюбие недалеко от гордыни.

Авторские права на изображение принадлежат медиагруппе "Хакнем" и защищены товарным знаком ®️
Авторские права на изображение принадлежат медиагруппе "Хакнем" и защищены товарным знаком ®️

Постепенно, по мере взросления отношения с бабушкой становились всё хуже – сказывался возраст и взгляды, её беспокойство за нас, которое было ничем иным, чем взглядами организации. Но когда человек свято верит в то, что со дня на день наступит Апокалипсис, и спасутся только «праведные», конечно её огорчало то, что мы не вступаем в организацию и не изучаем Библию так, как это делала она.

Самым тяжёлым для неё и для нас была, наверное, изоляция.
Всё происходящее в мире её расстраивало, новости подтверждали её убеждения о конце света, а Свидетели были во всем правы.

Любая подобная радикально настроенная община старается сделать всё возможное для того, чтобы её члены чувствовали, что их понимают и принимают только у них, и нигде больше.
Всё, что происходит вокруг – грязь, ужас, конец времен. И только в истинной вере нет ни лжи, ни подмены понятий, а только кристально чистые духовные помыслы.

Мы часто ссорились, как и у любого подростка, у меня появлялись свои взгляды, увлечения, формировалось своё видение мира.

Конфликты старшего и младшего поколения и без того часто бывают напряженными, но когда старшее поколение относится к Свидетелям Иеговы – эти конфликты принимают ещё более тяжёлый оборот.

Я рада, что мои взгляды были достаточно твёрдыми и упрямыми, подростковый максимализм сыграл мне на руку в этом случае, потому что оказаться среди организации было бы самым тяжёлым и страшным, что происходило бы в жизни.
Чудовищами они не были, но как я уже говорила выше – их взгляды и изолированность от внешнего мира, а если ты не соблюдаешь их порядков и становишься изгоем, это влияет на психику в очень серьёзной степени.

В такой организации люди одиноки. На них легко повлиять, их легко убедить, ими легко манипулировать. Убедив человека, что кругом жестокий мир и враги, вы получаете спокойного, адаптивного человека, который побоится лишний раз выразить своё мнение, лишь бы его не считали изгоем ещё и здесь, в месте, где его защищают и оберегают.

Бабушки нет уже много лет, а я понимаю, что некоторые их ценности и взгляды остались со мной навсегда под кожей, как страх темноты.

Я до сих пор, особенно сейчас, часто вспоминаю её слова про Апокалипсис, про Истинный путь.

У меня не сложились отношения ни с одной из существующих религий, не назову себя атеистом, но то, что успокаивает других – не успокаивает меня.

Свидетели Иеговы никогда не трактовали отношения с Богом, как диалог. В их представлении Бог – это как отец, которого тебе нужно бояться. Что это не та высшая сила, к которой ты придёшь, когда тебе страшно и больно, а тот, на кого ты не осмелишься взглянуть.
Когда ты растёшь с чувством, что Бог выше, больше и страшнее тебя, ты не можешь взглянуть на веру, как на спокойствие.

Это всегда было и останется страхом, внутренним сопротивлением. Я ни в чём не виню бабушку, для неё это было тем, что она искренне любила и во что верила, и каким бы человеком она не была, я не держу на неё зла.

Но злюсь на людей, которые пользуются подобным состоянием у тех, кому некуда обратиться, негде искать помощи и утешения, чтобы отделить их от семьи, друзей и мира, чтобы в организации становилось больше людей

А вы что думаете про чрезмерную религиозность? Были ли у вас друзья, родственники, которые относили себя к этой организации? Верите ли вы в Бога сами?  Какой он – ваш Бог?

Автор: Александра Яковлева, 21 год, Санкт-Петербург

-3