Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! Этот вопрос, который отражен в заголовке, я увидел в комментариях под прошлой статьей. И, собственно, в этой статье я на него и отвечу.
Пути и кривые
Если переходить городскую улицу (на зеленый свет светофора, разумеется), по которой проложены трамвайные пути, и если на эти самые трамвайные пути посмотреть, то на внутренней стороне рельса можно заметить желобок для гребня, или, говоря правильно - реборды, трамвайного колеса. И реборда, и желоб под нее нужны для обеспечения устойчивости трамвая на рельсах. То есть, чтобы он банально не сходил с рельсов во время движения.
У железнодорожного подвижного состава, разумеется, тоже есть гребень колеса, предназначенный для тех же целей. Однако он куда больше выступает относительно колеса, а потому в трамвайный желобок просто не поместится. Однако, на некоторых линиях, трамвайные пути не «прячут» в асфальт или бетон и они с виду полностью идентичны классическим железнодорожным путям, даже рельсы те же. Как, например, на этой фотографии.
Вот по таким пустям поезд вполне себе проехать может, однако не без ущерба для трамвайной инфраструктуры. Дело в том, что масса даже трехсекционного трамвая (того же «Витязь-М») куда меньше, чем у среднестатистического локомотива (допустим пассажирский ЭП2К). Масса первого равняется 37 тоннам, второго - 135. У обоих шесть осей, следовательно, нагрузка на ось у трамвая будет чуть больше шести тонн-сил, а у локомотива - 22,5.
Трамвайная путевая инфраструктура просто не рассчитана под такие нагрузки и очень быстро придет в негодность, если по ней будет ездить железнодорожный подвижной состав. Также следует упомянуть и про кривые, которые на трамвайной сети малого радиуса и не под силу железнодорожным локомотивам и вагонам. То есть, трамвай более «поворотлив». К слову, тоже самое можно сказать и про трамвайные стрелки, которые ж/д локомотив проскочить не сможет.
Контактная сеть
Трамваи питаются от контактной сети постоянного тока напряжением 550 вольт. Напомню, что номинальное напряжение в железнодорожной контактной сети постоянного тока равняется трем тысячам вольт. Таким образом, электровоз просто не сможет начать движение.
Подводя итог, если, как говорится, забить на ущерб трамвайным путям, то тепловоз (ну или даже паровоз) вполне себе сможет проехать по трамвайным путям, но только вне улицы - там, где трамвайные пути проложены обособленно. А вот что касается того, может ли трамвай проехать по железнодорожным путям, то здесь все несколько легче. Однако, все еще остается проблема с электрической частью: понятное дело, электрооборудование трамвая не предназначено для работы под напряжением 3000 вольт, вместо привычных 550.
Дорогие читатели, проект нуждается в вашей поддержке! Поставьте лайк этой статье и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить свежие материалы!