На наших глазах формируется НОВЫЙ МИРОВОЙ ПОРЯДОК. И, похоже, в нём будет много элементов социализма. Ведущая роль в мире, кажется, будет принадлежать Китаю. А там (на минуточку!) правящей партией является КОММУНИСТИЧЕСКАЯ.
Только вот коммунизм придумали не в Китае. Призрак коммунизма бродил сначала по Европе. Причем уже в XV–XVII веках.
В XVIII веке в Западной Европе по-прежнему будут грезить о светлом социалистическом будущем. Предмет вожделений всё тот же: общее имущество, уравнительное распределение продуктов, общественное воспитание детей («Республика философов, или история Ажаойев» француза Фонтанеля, 1768 год; «Южное открытие, сделанное летающим человеком, или Французский Дедал: чрезвычайно философическая повесть» француза Ретифа, 1781 год).
Причиной же всех бед, ещё один французский мыслитель, Этьенн-Габриэль Морелли, называет ЧАСТНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ. Поэтому в обществе будущего, писал Морелли, никому ничего не будет принадлежать, кроме предметов, которыми человек непосредственно пользуется в данный момент.
Свою лепту в развитие французского утопического социализма внесли Дидро, Руссо, Дешан, Бабеф. Это, однако, были всё теоретики, мечтавшие о далеком будущем, либо описывавшие фантастические страны. Однако кое-кому во Франции не терпелось сказку сделать явью. И вот в XIX веке они попытались воплотить идеи социализма в действительности. Начали, как водится, тоже с теории.
В 1822 году Франсуа Мари Шарль Фурье написал двухтомный трактат о том, как должна быть устроена коммуна, которую можно создать уже сейчас.
Главное внимание он уделил описанию фаланстера – огромного дома-дворца для общины («фаланги») из 1800 человек. В его центре – огромная столовая, библиотека, зимний сад. Есть студии, детские комнаты, мастерские. Предусмотрены и частные апартаменты.
Как ни странно, на прагматичном Западе находились люди, которые вкладывали деньги в реализацию этих мечтаний. И не только во Франции, но и в США. Но ни один фаланстер долго не просуществовал.
Большинству людей собственный, пусть маленький, домик был милей коммуны-муравейника.
Однако на Западе имелись и влиятельные меньшинства, которые усердно продвигали коммунистические идеи – как альтернативу ненавидимой ими действительности. И недостатка в проповедниках этих идей не было.
Среди самых известных – современник и соотечественник Фурье – граф Анри Клод Сен-Симон, а также живший по другую сторону Ла-Манша Роберт Оуэн. Наставления обоих были воплощены. Создали общину парижские последователи Сен-Симона. Оуэн сам основал несколько коммунистических общин в США.
Пусть эти эксперименты неизменно проваливались. Экспериментаторов от этого меньше не становилось. Призрак коммунизма действительно бродил по Европе – в этом Маркс был абсолютно прав. И зерно марксизма упало на хорошо подготовленную почву.
Причем сам Маркс отнюдь не был изгоем для европейской элиты – ни в XIX веке, ни теперь.
Среди его хороших знакомых – шотландский аристократ, член Британского парламента от партии тори Дэвид Уркхарт. Главная книга Маркса – «Капитал» – вызвала восхищение лорда Мильнера, влиятельного английского политика рубежа XIX – ХХ веков. В XXI веке хвалебную биографию Маркса написал Жак Аттали, первый глава Европейского Банка Реконструкции и Развития, один из творцов Единой Европы.
Чем же восхитил Маркс главного идеолога глобализма? Оказывается, тем, что теория Маркса обрела свой смысл только в рамках глобализации. Которую Маркс, согласно Аттали, предвидел!
В самом деле, именно теперь на Западе (и не только) на практике происходит то самое ОТЧУЖДЕНИЕ человека от СОБСТВЕННОСТИ, о котором провидчески писал Маркс.
Арендованная квартира, а не собственная. Вместо своего автомобиля – carsharing. Это характерные приметы складывающегося у нас на глазах НОВОГО образа жизни. А теперь вспомним Морелли: «В обществе будущего никому ничего не будет принадлежать, кроме предметов, которыми человек непосредственно пользуется в данный момент».
Неужели внутри капитализма действительно вызревает коммунизм?
#коммунизм #философия #история