Найти в Дзене
Ольга В.

Аборты и эмансипация в СССР

«СССР – первая страна, разрешившая аборты …» так обычно начинаются статьи противников абортов в России, где дальше не редко говорится, что это большевикам пришло в голову узаконить такой беспредел, и потом Россия периодически лидировала по количеству абортов в мире на 1000 женщин. Например, на протяжении 90х гг. Да, лидировала. Но самая страшная ложь та, которая частично правда. Да, аборты были легализованы в СССР в 1920 году. Но вот в США в 1820-40х гг. женщины использовали для плодоизгнания пилюли, которые они могли приобрести у практикующих врачей, и которые порой стоили им собственной жизни. В Древней Греции аборты также были в ходу, даже инструменты специальные для этой процедуры были. Правда, Гиппократ писал, что аборт – это недопустимая практика для врача, поскольку цель врача – сохранение жизни и здоровья, а аборт к этому явно не относится. Но Гиппократ не был законодателем. В странах, где официальной религией были христианство или ислам, аборты всегда осуждались, но не всегда

«СССР – первая страна, разрешившая аборты …» так обычно начинаются статьи противников абортов в России, где дальше не редко говорится, что это большевикам пришло в голову узаконить такой беспредел, и потом Россия периодически лидировала по количеству абортов в мире на 1000 женщин. Например, на протяжении 90х гг.

Да, лидировала. Но самая страшная ложь та, которая частично правда.

Картинка, гуляющая в сети. Зря они так.
Картинка, гуляющая в сети. Зря они так.

Да, аборты были легализованы в СССР в 1920 году. Но вот в США в 1820-40х гг. женщины использовали для плодоизгнания пилюли, которые они могли приобрести у практикующих врачей, и которые порой стоили им собственной жизни. В Древней Греции аборты также были в ходу, даже инструменты специальные для этой процедуры были. Правда, Гиппократ писал, что аборт – это недопустимая практика для врача, поскольку цель врача – сохранение жизни и здоровья, а аборт к этому явно не относится. Но Гиппократ не был законодателем.

В странах, где официальной религией были христианство или ислам, аборты всегда осуждались, но не всегда и не везде за них была предусмотрена кара.

В Великобритании аборты запретили по The 1861 Offences Against the Person Act от ноября 1861 года, где говорилось, что нельзя класть деревяшки на пути поезда, нельзя похищать людей, скрывать рождение ребенка, запрещено двоеженство, ну и парочка абзацев про аборты, где говорилось, что их также нельзя.

СССР был первой страной, легализовавшей аборты в ХХ веке. Еще нужно заметить, что в ХХ веке не малое количество стран вообще никак законодательно не регулировало аборты. А что по закону не запрещено, то разрешено. Тем не менее, верно то, что западные страны легализовали аборты в ХХ веке значительно позже СССР. Например, Италия – в 1985м, а Ирландия (Южная Ирландия) и вовсе в 2018м.

Что же заставило СССР так поторопиться на фоне всех соседей?

Корни этого решения лежат еще в царской России. С институциализацией медицины, когда простолюдины начали получать доступ к медицинским учреждениям, врачи столкнулись с последствиями нелегальных абортов. Женщины, боясь наказания по закону (до 4 лет тюрьмы), не обращались после осложнений от неудачных абортов и затягивали до последнего, когда спасти их было нельзя или очень тяжело и с серьезными последствиями для здоровья. Как правило, это были не загулявшие молодухи, а небогатые или даже бедные замужние и немолодые женщины с детьми. Дома семеро по лавкам сидят, муж поколачивает и пьет, а в стране то голод, то революция, то Русско-японская война. Далеко не все решались на очередного ребенка в таких условиях, особенно если помнить о высокой детской смертности в Российской империи начала ХХ столетия. Поэтому в 1910-х годах на Пироговских съездах врачей не единожды поднимался вопрос о снятии наказания с женщин за аборт. Не могу не отметить благородство наших врачей: они просили снять наказание с женщин, чтобы успеть их спасти, а не со своих коллег, которые занимались нелегальными абортами. Особенно если учитывать тот факт, что за спасенную крестьянскую баба-единицу им никто не доплачивал.

О проблеме нелегальных абортов большевики знали.

Ленин, кстати, не подписывал никакой декрет об абортах, ему хватало забот в 1920 году, а занимался этим нарком Семашко Н.А.

Привожу здесь текст того самого постановления, легализовавшего аборты. В нем также описаны мотивы их легализации.

Статья № 471.
Постановление Народных Комиссариатов Здравоохранения и Юстиции.
Об охране здоровья женщин.
За последние десятилетия как на Западе, так и у нас возрастает число женщин, прибегающих к прерыванию своей беременности.
Законодательства всех стран борются с этим злом путем наказаний как для женщины, решившейся на выкидыш, так и для врача, его произведшего.
Не приводя к положительным результатам, этот метод борьбы загнал эту операцию в подполье и сделал женщину жертвой корыстных и часто невежественных абортистов, которые из тайной операции создали себе промысел.
В результате до 50% женщин заболевают от заражения и до 4% из них умирают.
Рабоче-Крестьянское правительство учитывает все зло этого явления для коллектива. Путем укрепления социалистического строя и агитации против абортов среди масс трудящегося женского населения оно борется с этим злом и, широко осуществляя принципы Охраны Материнства и Младенчества, предвидит постепенное исчезновение этого явления.
Но пока моральные пережитки прошлого и тяжелые экономические условия настоящего еще вынуждают часть женщин решаться на эту операцию, Народный Комиссариат Здравоохранения и Народный Комиссариат Юстиции, охраняя здоровье женщины и интересы расы от невежественных и корыстных хищников и считая метод репрессий в этой области абсолютно не достигающим цели, постановляют:
I. Допускается бесплатное производство операции по искусственному прерыванию беременности в обстановке советских больниц, где обеспечивается ее максимальная безвредность.
II. Абсолютно запрещается производство этой операции кому бы то ни было, кроме врача.
III. Виновные в производстве этой операции акушерка или бабка лишаются права практики и предаются Народному Суду.
IV. Врач, произведший операцию плодоизгнания в порядке частной практики с корыстной целью, также предается суду.
Подписали:
Народный Комиссар Здравоохранения Н. Семашко.
Народный Комиссар Юстиции Курский.
Распубликовано в № 259 Известий Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов от 18 ноября 1920 года.

После легализации абортов смертность женщин от этой операции снизилась с 4% до 0,28%. А еще прерывание беременности осуществлялась бесплатно до 1930го года, тогда как даже сегодня во многих странах эта процедура платная.

Плакат, 1920 г.
Плакат, 1920 г.

Увы, но аборт быстро стал популярным. В 1927 году на 100 родов приходилось 78 абортов. А страну ждала индустриализация и коллективизация, страна и так потеряла много людей, и мода на аборты не входила в планы ЦК. Постепенно стали закручивать гайки: после того, как аборты стали платными, они стали быстро дорожать: в 1935 году прервать беременность стоило 300 рублей, в то время по данным за 1937 год колхозник получал 376 рублей (Головин С.А. Имущественная дифференциация … Известия РПГУ им. Герцена. 2008. №66).

В 1936 году аборты были и вовсе запрещены постановлением ЦК и СНК СССР «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и некоторые изменения в законодательстве о разводах». Легальные аборты стали возможны только по медицинским показаниям.

Обратите внимание, что социальная политика того времени предусматривала облегчить рождение и воспитание детей для женщин, дать возможность стать мамой без отрыва от производства. Рождение детей, детские ясли и сады стоили чисто символических денег. И в этом СССР тоже был первопроходцем.

Тем не менее, в 1930е годы, после Мировой и гражданской войн, иностранной интервенции страна была еще бедна и обескровлена. Коллективизация, которая хоть и позволила осуществить индустриализацию, застолбить первое место в освоении космоса, не проходила ровно и гладко. Кто-то был вынужден податься в город и осваивать рабочие специальности или и вовсе стать разнорабочим, кто-то лишился весомой доли имущества, переходя в колхоз. Участь несогласных, как правило, не была завидной. Женщины не спешили отказываться от абортов: в 1936-37 гг. количество абортов сократилось в три раза, а после плавно стало достигать прежней отметки (по данным Большой Советской Энциклопедии). В итоге через пару лет после смерти Сталина в ноябре 1955 года вышел указ Президиума Верховного Совета СССР «Об отмене запрещения абортов». В этом документе четко и ясно была обозначена политика государства в этом вопросе: аборты – это плохо, но легальные аборты лучше нелегальных.

Цитата из документа:

Снижение числа абортов может быть впредь обеспечено путем дальнейшего расширения государственных мер поощрения материнства, а также мер воспитательного и разъяснительного характера.

Историю абортов в СССР нельзя рассматривать в отрыве от эмансипации женщин. Женщинам были даны все права, за которые сражались феминистки первой волны (право голоса наравне с мужчинами, право занимать должности наравне с мужчинами и т.д.), а также охрана материнства и детства, возможность совмещать обязанности матери с работой. И до сих пор эта социальная политика является крайне редкой, а тогда и вовсе просто революционной, этаким ноу-хау. После подтянулись скандинавские страны с сильными профсоюзами и социал-демократическими партиями.

В 1950-70е года в США и странах Запада замужние женщины с детьми были по большей части домохозяйками или низкоквалифицированными клерками и рабочими, тогда как в СССР женщина-инженер с детьми – рядовой случай.

Феминизм второй волны, прокатившийся на Западе боролся с объективизацией женщин. И это не было просто закидоном бездельниц. Женщина-вещь фигурировала на открытках, плакатах, рекламе довольно часто. И ставший притчей во языцех harassment – схватить секретаршу за мягкое место вполне вписывалось в реалии тех лет. Жаловаться было не принято, никто бы не понял. Даже скандал с Моникой Левински в США в 90х гг уничтожил карьеру Моники, но не ее высокопоставленного шефа.

Pin Up открытка американского художника Gil Elgren. Их любили американские военные повесить у себя в бронетехнике или самолете.
Pin Up открытка американского художника Gil Elgren. Их любили американские военные повесить у себя в бронетехнике или самолете.

Советские образы были в разы сдержаннее, и говорили в первую очередь о чувствах женщины
Советские образы были в разы сдержаннее, и говорили в первую очередь о чувствах женщины

Наиболее наглядным примером визуальной объективации была американская сексистская реклама 1950-70х гг.

Подобные картинки были просто немыслимы в СССР.

Возвращаясь к абортам стоит заметить, что они стали бесплатными, с больничным на три дня (в советских предприятиях шутили про «в-Сочи-на-три-ночи).

Однако, у этой эмансипации была и своя обратная сторона. Женщинам порой приходилось быть «я и баба, и мужик, я и лошадь, я и бык». То есть и на заводе пахать, а после – за детьми в сад, готовить на семью, убирать, проверить уроки, пока мужчина мог просто лежать на диване. А отношение мужчин, в том числе мужей к нежелательной беременности своих жен и подруг было порой наплевательским. Ну подумаешь, залетела, слетает в-Сочи-на-три-ночи. Контрацепция? Не, не слышали. Это ж заморачиваться надо, платить еще.

2 копейки за изделие
2 копейки за изделие

А аборт, кстати, операция. Небезопасная и болезненная.