Привет, друзья. Сегодня снова понедельник и снова мы говорим о книгах. В этот раз хочу обсудить с вами две книги Эриха Марии Ремарка "На западном фронте без перемен" и "Возвращение", причём вторая книга - продолжение первой. При том, в этих двух романах действуют разные персонажи. Эти книги мне прислала по почте одна блогер из Дзена.
Знаете, начав читать книгу я задумалась : а стал бы Гаврила Принцип совершать то что он совершил в Сараево, зная к чему его поступок приведёт. Россия заплатила за его деяние 20-тью миллионами жизней и русские солдаты не были шахматными фигурами - у всех были семьи и у всех погибших остались престарелые родители, оставленные на склоне лет без сыновьей поддержки; безутешные вдовы и сироты. Думаю, что и зная всё наперёд он не отказался бы от своей затеи. Себя же он не жалел, а значит считал что имеет право не жалеть других и поэтому я считаю его негодяем.
Роман о потерянном поколении - восемнадцати-девятнадцатилетних немецких пацанах, которых очень взрослые дяди послали в Первую Мировую мясорубку :
Они должны были помочь нам, восемнадцатилетним, войти в пору зрелости, в мир труда, долга, культуры и прогресса, стать посредниками между нами и нашим будущим <....> Признавая их авторитет, мы мысленно связывали с этим понятие знание жизни и дальновидность <...> Мы поняли, что их поколение не так честно как наше.
Любая война уродлива в моём понимании, а Ремарк показал её ещё уродливее, рассказав о казарменной муштровке и издевательствах офицера, привёдших к смерти одного из призывников.
Избиение Химмельштоса ( офицера-садиста ) было вершиной жизненного пути Хайе...
И об окопном аде.
И знаете, что меня больше всего задело? То как автор, описывал русских пленных. Прежде всего я отметила, что отношение автора к нам такое же как и в романе "Три товарища", который я недавно прочитала, одолжив у соседки и который мне потом прислала знакомая блогер. Бесплатно.
И в "На западном фронте без перемен" и в "Трёх товарищах" Эрих Мария Ремарк писал о русских с сочувствием. Устами своего героя Пауля, от которого ведётся повествование, Ремарк рассказал как командования лагеря с военнопленными кормило немецких солдат, которые его охраняли :
Каждый из нас выскакивал на улицу через по двадцать раз на дню и присаживались....
....ну в общем вы поняли о чём речь.
А вот русских кормили не так.... их кормили отбросами. Мы с моей мамой своего поросёнка Рыжика кормим лучше.
И вот о чём писал Ремарк ещё : в лагере появились случаи абьюза в отношении русских военнопленных и они вынуждены были защищаться ножами - вот здесь жирный знак вопроса : разве военнопленных не разоружили? Откуда у них ножи? - и ногами. Но от кого исходили домогательства автор не написал. Но а) и так ясно; б) прекрасно понимаю Ремарка, ему не хотелось поливать грязью собственный народ - Эрих Мария Ремарк не Людмила Евгеньевна Улицкая.
Роман "Возвращение" так же как и "На западном фронте без перемен" ведётся от первого лица. Главный герой - Эрнст вместе со своими однополчанами возвращается домой после подписания Версальского договора.
И вроде окопный ад остался позади, но и дома не такой уж сахар. Эрнста терзают воспоминания, и едва он закрывает, глаза - и видит её - Первую Мировую мясорубку. Слушая как его мама ругает его за нехорошие слова, вспоминает как там, в окопах потерял человеческий облик и превратился в хищника. А тут ещё и земляки погоны снимает : у них, знаете ли, революция. Не вы эти погоны надели, не вам их и снимать :
Мы требуем : конец войне, конец травле, конец убийствам! <....> Мы снова хотим стать людьми.
Жаль что через четверть века у них пропало желание быть людьми.
Ну а мы вернёмся к нашим баранам : Эрнст с товарищами пытаются жить мирной жизнью. Они вернулись в школу, чтобы закончить обучение и пришли в тот самый класс из которого ушли на фронт :
Мы опять на школьной скамье. Почти все в военном. Трое бородачей. Один женат.
Рассказывает в своей книге Эрих Мария Ремарк и о голоде. Но получается у него это мягко, не так ка у Гальдоса, менее навязчиво и более правдоподобно. И Эрнст и его однополчане получают паёк, которого не хватает. И они принимаются "мешочничать", а попросту попрошайничать по деревням. Таких мешочников там ходят сотни и местные жители начинают их гнать - в такой ситуации себя бы накормить...
Но оказалось, что "мешочничать" запрещается и жандармы отбирают всё с таким трудом добытое и сами всё съедают. Меня всегда удивляли любители начинать с середины. Вместо того, чтобы сначала создать людям возможность обеспечивать себя, а потом запрещать "мешочничать", немецкое правительство сразу запретило "мешочничать".
Охарактеризовать роман можно тремя словами : безрадостная вырисовывается картина. Но рассказывать его я вам не буду - у меня обзор, а не изложение. Сами читайте. Оля, например, уже прочитала и книги у неё в том же оформлении что она и мне прислала. Только у неё страницы рассыпаются - друзья привели книги в надлежащий вид. А я хочу обсудить с Олей эту книгу в комментариях, другие же читатели приглашаются к диалогу. Я люблю адекватные комментарии.
Перед тем как попрощаться хочу порекомендовать вам другой обзор на книгу Эриха Марии Ремарка :
И вот ещё один обзор, в нём я рассказала реальную историю о том, какие немцы "добрые" были :
Пока!
#книги #обзор #чтение #литература #проза 20-го века