Нерюнгри я посетил летом 2018 года в рамках своего большого путешествия по Дальнему Востоку России. Маршрут был таким: по БАМу от Тайшета до Тынды ехал на поезде, дальше автостопом через Нерюнгри, Якутск, Усть-Неру в Магадан. Оттуда поехал на Колыму и на попутной барже ушел в Заполярье, где высадился на Чукотке и затем пересёк её с запада на восток. Подробнее я всё описал в своей книге «Страна двух океанов» и в ряде статей на этом ресурсе. Поездка длилась около трёх с половиной месяцев с середины мая до начала сентября.
Столица южной Якутии
Ближайший крупный населённый пункт на север от Тынды — город Нерюнгри. Находится в 200 км к северу от столицы БАМа и является частью республики Саха (Якутия). Первоначально название посёлка было Нюренгри, но произошла ошибка при издании географических энциклопедий СССР, в которых город назвали Нерюнгри. Тогда оказалось, что поменять название маленького посёлка проще и дешевле, чем отзывать все тиражи энциклопедий и перепечатывать их. Но, может быть, эта история — просто легенда. Хотя в обиходе местные жители называют свой город «Нюра».
Нерюнгри был нашей целью в первый день путешествия по трассе «Лена». 200 км мы проехали достаточно быстро, сменив всего 3-4 машины. Последняя из которых отвезла нас прямо в центр Нерюнгри. Город застроен панельными пяти- и девятиэтажными домами, похожими на те, что строили в моём родном Нижневартовске. Самый длинный дом в городе, по традиции называли «Китайской стеной», то же самое мы услышим и в чукотском Певеке и в ряде других городов Северо-Востока.
Нерюнгри — второй по величине город в огромной Якутии, но при этом «якутского» в нём почти ничего и нет. Население здесь в основном русское, разбавленное другими народами СССР (украинцы, таджики, и пр.). Он возник вокруг крупного южно-якутского угольного бассейна. И тут снова стоит упомянуть БАМ. Во время проектирования БАМа планировали вдоль этой железной дороги построить около 10 крупных промышленных центров по добыче полезных ископаемых, таких как золото, уголь и др. Но так как СССР развалился в 1991 году, то успели построить не всё, что запланировали. БАМ сдали в 1989 году, и кроме самой магистрали, успели построить город Нерюнгри и наладить инфраструктуру вокруг него для добычи угля. Все остальные проекты промышленных узлов вдоль БАМа, видимо, отложены на будущее.
Сейчас в Нерюнгри живёт 59 000 человек, а если учесть ещё окрестные посёлки типа Чульман и Беркакит, то добавится ещё тысяч пятнадцать жителей. Как и в других промышленных городах Дальнего Востока пик по числу жителей был достигнут в конце 1980-х, начале девяностых. Тогда в Нерюнгри жило 72 000. Но так как работы в городе хватает даже сейчас, то убыль была не такой резкой и стремительной как в Магаданской области или на Чукотке.
Как и многие другие северные города, Нерюнгри получил статус города в пору стремительного освоения Сибири и Дальнего Востока, а именно в 1975 году, а начинался он как поселение, состоящее из палаток, балков и щитовых общежитий. Первые палатки на месте будущего города появились в 1952 году и принадлежали геолого-разведывательной партии. В 1967 году был поднят первый ковш угля, а дальше последовало строительство ответвления от БАМа (а именно от Тынды) на север в Беркакит. Тут то Нерюнгри и получил статус города. Менее чем за 50 лет посёлок на самом деле превратился в крупный город, застроенный многоэтажными панельными домами и благоустроенными микрорайонами с детскими садами, школами и больницами.
Выставка под открытым небом
Кроме панельных домов в Нерюнгри можно посмотреть на крупную технику, которая используется при добыче угля. Гигантские машины стоят прямо под открытым небом на окраине посёлка, вход в этот музей бесплатный. Нам хватило нескольких часов, чтобы обойти все машины и сфотографировать их. Выставлены в этом технопарке: знаменитый карьерный самосвал БелАЗ (размером с крупный дом!), бульдозеры, какие-то землеройные и копательные машины. Один ковш экскаватора может быть размером с легковую машину. Посмотреть есть на что, и заехать стоит.
Ночевали в палатке недалеко от трассы «Лена». В Нерюнгри, заранее вечером, мы зашли во фруктовую лавочку, которую держали киргизы. Там, к нашему удивлению, обнаружились манго, кокосы, авокадо. И их нам продали по какой-то смешной цене (около 30-50 рублей за килограмм). Они, конечно, были уцененные, так как уже поспели, и их нужно было съесть сегодня-завтра. Но в случае манго и авокадо — это их самое вкусное состояние, а продают почему-то как уценку. В любом случае, на Дальнем Востоке России, в южной Якутии, купить манго по 30 рублей за килограмм было чем-то немыслимым для меня.
На следующий день, позавтракав манго и авокадо, мы отправились дальше на север. До Якутска оставалось порядка 800 км.
Перспективы развития города
Тогда, в 2018 году, цена на уголь была невысока и казалось, что большого будущего у города нет. Но всего за 4 года ситуация в мире поменялась кардинально. Всемирный топливный кризис, увеличение торговых связей России с восточными странами, рост потребления энергоресурсов, за которым не поспевает добыча ископаемого топлива, а также торговые войны между разными регионами и странами создают повышенный спрос на все виды топлива, в том числе на такой как уголь.
А в Нерюнгринском районе добывают не только простой уголь, но и коксующийся. Он нужен всем металлургам и особенно соседнему Китаю. И на БАМе уже как год снова начали проявлять активность — строить новые разъезды и пр. Современные условия делают важным развитие транспортных путей на всём Дальнем Востоке России. Грузопотоки по БАМу и Северному Морскому Пути растут с каждым годом, строят новые атомные ледоколы, расширяют БАМ, развитие транспортных артерий в будущем станет хорошим фундаментом для развития всех северных промышленных городов Дальнего Восток от Нерюнгри и до Певека.
Строительство транспортной инфраструктуры всегда приводит к оживлению территорий, к росту благосостояния местных жителей.
P.S. Интересно будет вернуться в Нерюнгри лет через 10 и посмотреть каким станет город. Обязательно проедусь по тем краям ещё раз и навещу все эти чудесные места.
Автор: Константин Каськаев