Найти тему
TheatreHD

"Платея", Или история о сварливой нимфе

Поклонников оперы в кинотеатрах TheatreHD ждет встреча с весьма капризной звездой – героиней оперы Жана-Филиппа Рамо «Платея».

Хороша?
Хороша?

Кто она? Болотная нимфа, повелительница лягушек, странное зеленое существо, к тому же, со сварливым характером. Не тянет на героиню романтических грёз? Но она столь убеждена в своей неотразимости, что становится легкой добычей для злого розыгрыша: ее убеждают, что сам Юпитер влюблен в нее! Дело, конечно, не в ней, Юпитеру просто хотелось подразнить и помириться с ревнивой женой Юноной. Но Платея купилась и стала готовиться к грядущему владычеству.

Сцена из оперы "Платея", постановка Лорана Пелли
Сцена из оперы "Платея", постановка Лорана Пелли

Грубоватая комедия, сатира в опере? Да, и более того! Эту оперу Рамо написал по заказу высочайшей особы. Дофин Людовик Фердинанд, сын Людовика XV, женился на инфанте Марии Терезе Испанской. Чем уж она так раздражала Людовика старшего мы не знаем. Внешность ее, в те времена считавшаяся едва ли не уродливой, нам таковой не кажется. Впоследствии, как говорят, король относился к невестке с симпатией, но этот брак дофина, увы, продлился недолго. Через год после свадьбы Мария Тереза умерла при рождении дочери.

Мария Тереза Испанская
Мария Тереза Испанская

В общем, предпосылки к заказу нам не очевидны, - но так или иначе, именно к празднествам, связанным со свадьбой в 1745, году Рамо, композитору весьма серьезному, и была заказана “Платея”. Современники ее оценили, высочайшими особами спектакль тоже был принят благосклонно (в конце концов, в спектакле есть и богиня Юнона, инфанту можно ассоциировать и с ней, и вообще сам спектакль - пародия на классическую трагедию, а не на королевскую невесту), Рамо получил место королевского композитора - но спустя всего 15 лет спектакль со сцены сошел.

Жан-Филипп Рамо
Жан-Филипп Рамо

Вернулся он к зрителям только в XX столетии - и тут уж “Платея”, где простор для фантазии огромен, пустилась во все тяжкие! Редкий для барокко жанр комедии позволяет режиссерам сочетать великолепный музыкальный материал с очаровательным сценическим хулиганством.

Одна из самых ярких, забавных и суматошных постановок, вот уже более 20 лет обожаемых зрителями - спектакль Лорана Пелли для Парижской оперы.

сцена из спектакля
сцена из спектакля

«Эта опера — настоящий шедевр. В ней есть всё, что я люблю: юмор, интеллект, драма, жестокость. А еще пародия — эта опера очень смешная и очень злая. Для меня огромное удовольствие — возвращаться к этому спектаклю! В ней всё прекрасно скоординировано, но за 23 года почти ничего не изменилось, нет ни одной лишней ноты. Всё имеет смысл. Изумительно. Этому меня научил Марк Минковски (прим. дирижер-постановщик), ещё когда мы только начали репетировать 23 года назад: всё нужно воспринимать с юмором и иронией, особенно здесь, тут всё наоборот, именно потому, что это пародия на трагическую оперу». - говорит режиссер сейчас, в 2022 году, когда спектакль вновь вернулся на парижскую сцену.

А еще “Платея” - первый опыт Лорана Пелли как костюмера для своей постановки. Да, он сам придумал невообразимое розово-зеленое одеяние болотной нимфы, удивительный наряд Талии из нот, ультрамодный блестящий костюма Сатира... Все, что буквально погружает нас в сказку.

“Это была мечта - мастерские Парижской оперы великолепны, там можно сделать всё, что угодно, а тогда я ещё этого не знал. Когда я нарисовал лягушек, Платею и Вздорность, я понятия не имел, как всё это осуществить... Для меня важно было сделать их одновременно смешными и волшебными: сказочная и поэтическая часть здесь важны не меньше, чем комическая”. Что ж, сотрудничество Пелли и мастерских получилось успешным, вышло роскошное театральное безумие.

Не меньшим театральным безумием стал и исполнитель главной партии болотной нимфы - Лоуренс Браунли (традиционно Платею поют и играют мужчины-тенора, если точнее, haute-contre). В «Платее» один из лучших современных голосов «бельканто» получил возможность сыграть комическую роль и оторвался от души.

“Платея” в кино в августе.