Женщина, оставившая заметный след в русском и советском искусстве, которую называли «музой русского авангарда».
Хозяйка одного из самых известных постреволюционных литературно-художественных салонов, в котором бывали десятки, если не сотни крупнейших представителей не только советской, но и мировой культуры. Автор мемуаров. Самая большая любовь Владимира Маяковского, которой он посвятил самые искренние свои стихи о любви, среди которых поэмы «Про это», «Флейта-позвоночник», стихотворения «Ко всему», «Лиличка!» и множество других произведений любовной лирики.
В советское время её имя особо не афишировалось, хотя конечно и не было в запрете. Даже в учебниках литературы для десятых классов было написано, что она была возлюбленной поэта которой он посвящал стихи но только с наступлением, так называемой гласности сначала со страниц разного рода желтых газет, а затем и с телевизионных экранов хлынул порток разного рода грязи и теперь, наверное, каждый человек даже не прочитавший ни одной строчки стихов Маяковского в курсе якобы имевшему место быть «тройственному семейному союзу Маяковского и супругов Брик»
Знакомство Маяковского с супругами Брик состоялось летом 1915 года в Москве. Поэт в это время ухаживал за младшей сестрой Лили Эльзой Каган, будущей известной писательницей Эльзой Триоле и даже вроде как находился в статусе её жениха.
Удивительно, что, несмотря на то, что отношения носили почти официальный характер и Маяковский вместе с невестой часто появлялись в обществе, Эльза практически единственная женщина, которой поэт не посвятил ни строчки.
Та встреча была мимолетной, Осип и Лиля, постоянно проживавшие в Петрограде были в Москве по делам и заехали проведать её родителей.
Однако уже через месяц Маяковский появился в Петрограде ив литературном салоне Лили, прочел свою поэму «Облако в штанах». Это был его первый триумф. Все присутствующие поняли, что находятся в комнате в момент рождения новой звезды на поэтическом небосводе. А Маяковский понял, что встретил свою Любовь, свою Музу.
Очень много написано про корысть Бриков по отношению к поэту, но это не совсем так: именно с их помощью он стал богатым и знаменитым. «Облако…» не брался печать ни один издатель, Осип оплатил первый тираж полностью из своих средств. Лиля писала статьи в газеты о пропаганде творчества футуристов. Если выражаться современным языком, она способствовала его раскрутке. Много она сделала и для «воспитания» если можно так выразится поэта.
По настоянию Лили Маяковский избавился от ярких эпатирующих одежд — в его гардеробе появились костюмы, пальто и трость.
Как говорится «почувствуйте разницу»
Так был ли любовный треугольник? На этот вопрос нет простого ответа. Лиля и Осип познакомились, когда ей было 13 лет, а он был учеником выпускного класса гимназии. Оба были выходцами из весьма приличных богатых еврейских семей. С момента знакомства до заключения брака прошло 7 лет. Они оба получили хорошее образование, были весьма умны и одинаково смотрели на жизнь.
Однако к моменту знакомства с Маяковским в отношениях появилась трещина. Возможно, это было связано с тем, что Лиля не могла иметь детей. У Осипа стали появляться многочисленные связи на стороне и возможно, Лиля романом с поэтом хотела вернуть былую страсть мужа.
В дальнейшем она напишет, что брачные отношения с супругом себя исчерпали в 1916 году, а с Владимиром – в 1925 г.
Как получилось, что они стали жить вместе?
К моменту переезда Бриков в Москву у Маяковского случились проблемы с жильём: его выселили из комнаты в коммунальной квартире, он судился, но проиграл. В дальнейшем было принято решение жить вместе, у супругов была большая жилплощадь и большие возможности. Даже когда Владимир ссорился с Лилей и выезжал из их общей квартиры, он продолжал тесно общаться с Осипом.
Неизвестно чего там больше дружбы, или взаимовыгодного сотрудничества. Но как бы там ни было, Брик сыграл огромную роль в литературной карьере Маяковского.
Он был умен, блестяще образован, имел огромное количество нужных связей и знакомств. Будучи юрисконсультом в ЧК он безошибочно знал конъектуру и часто лично правил стихи Маяковского.
Именно Осип Брик сделал Маяковского главным поэтом революции в то время, когда многие из его собратьев по перу считались в лучшем случае «попутчиками».
По утверждению Лили Юрьевны, за пять лет до смерти Маяковского из их отношений с поэтом была исключена интимная составляющая. С определённого момента Осип Максимович в разговорах с их общими друзьями также стал упоминать о том, что «Володе нужен собственный дом».
Но тем ни менее они продолжали жить под одной крышей. Из своих зарубежных поездок Маяковский привозил им огромное количество подарков. В частности известно, что в свою последнюю поездку в Париж в 1928 году он направился специально, что бы купить для Лилички автомобиль.
В феврале 1930 года Лиля Юрьевна и Осип Максимович отправились в поездку по Европе.
14 апреля перед отъездом домой они купили подарки для Владимира Владимировича: сигары, галстуки, бамбуковую трость. В гостинице их ждала телеграмма сообщавшая, что Маяковского больше нет.
Они успели вернуться в Москву 17 апреля 1930 года в день прощания с Маяковским и прямо с Брянского вокзала (ныне Киевский) отправились на улицу Воровского где в клубе литераторов шла гражданская панихида.
Согласно завещанию Маяковского Лиля Брик получила половину всех прав на его творческое наследие. Вторая половина была завещана матери поэта и его сестрам. Во всех официальных документах Лиля Брик фигурировала как официальная жена Маяковского.
Поскольку Маяковского в СССР издавали много, а его пьесы шли во многих советских театрах, можно сказать, что Владимир Владимирович обеспечил своим наследникам безбедную жизнь на 50 лет вперед (именно столько действуют права после смерти автора).
Жизнь после Маяковского
Вскоре после смерти Владимира Владимировича супруги Брик официально развелись.
Осип Брик в 30-е годы переключился на литературную деятельность. Писал статьи о Маяковском, мемуары, вел литературный кружок. Во время Великой Отечественной войны был художественным руководителем редакции занимавшейся выпуском плакатов «Она ТАСС» Скоропостижно скончался 22 февраля 1945 года. Урна с прахом захоронена в колумбарии Новодевичьего кладбища
Лиля Брик, еще дважды официально выходила замуж.
Её вторым мужем стал Виталий Маркович Примаков, советский военачальник, герой Гражданской войны, комкор. В 20-е – 30-е годы находился на дипломатической работе. В частности был военным атташе в Японии. Арестован и расстрелян по делу Тухачевского в 1937 году. Говорят что Лилю Брик от ареста спас личный приказ Сталина «Жену Маяковского не трогать»
Третьим мужем стал литератор и исследователь творчества Маяковского Катанян Василий Абгарович. С ним «муза русского авангарда» прожила более 40 лет.
Как я уже писал выше Лиля Брик стала в свое время не только наследницей Маяковского но и объявлена его женой и хранительницей памяти великого пролетарского поэта. Она вела жизнь, недоступную абсолютному большинству не только простых советских граждан, но и да же представителям высших слоев творческой интеллигенции. Её огромная квартира в номенклатурном доме на Кутузовском проспекте была превращена в литературно художественный салон, где практически каждый вечер собиралась вся богемная Москва и множество приезжих знаменитостей, в том числе и зарубежных. Именно здесь в частности произошло знакомство Родиона Щедрина и Майи Плисецкой.
Лиля Брик много и часто ездила за границу, встречалась и тесно общалась со своей сестрой Эльзой Триоле вышедшей замуж за французского писателя Луи Арагона и проживавшую в Париже. Была дружна с всемирно известным модельером Ив Сен Лораном и многими другими деятелями мировой культуры.
Много помогала Юрию Любимову в становлении Театра на Таганке и была своего рода консультантом при постановке спектакля «Послушайте» по Маяковскому
Последние годы жизни Лиля Юрьевна Брик и её муж Василий Катанян главным образом проводили в писательском поселке Переделкино.
Здесь же 12 мая 1978 года она упала и сломала шейку бедра. Практически потеряв способность к самостоятельному передвижению «муза русского авангарда» впала в депрессию и несмотря на постоянное внимание со стороны мужа и множества знакомых принимает решение свести счеты с жизнью. Выполнить задуманное её удалось 4 августа 1978 года.
Согласно её завещанию тело было кремировано, а прах развеян под Звенигородом (село Бушарино, Одинцовский район Московской области). На месте где проходила эта процедура лежит большой валун, на котором выбиты буквы Л Ю Б. Это не просто инициалы. Когда-то Маяковский подарил ей кольцо, на котором были выгравированы эти же буквы, которые если повернуть кольцо превращаются в слово «ЛЮБЛЮ». Она не расставалась с этим кольцом до конца жизни.
Вот такая история жизни и смерти удивительной женщины пережившей несколько эпох в отечественном искусстве, от серебряного века до шестидесятников и времен застоя.
А вы что думаете об этом мои уважаемые читатели? Буду рад узнать ваше мнение, а пока всего доброго и до скорой встречи.