Ранее мы отмечали, что деловой этикет имеет относительно универсальный характер. В нём можно выделить основные принципы, которые определяют типовые модели поведения в неограниченном множестве подобных, повторяющихся ситуаций. Важно знать и осознавать эти принципы. Начнём их выделение и комментирование…
Первый принцип: соотношение приоритета и равенства
Поведение и взаимодействие, согласно этикету, строится в значительной степени на основе учёта должностной иерархии участников отношений или подчинения.
Можно сказать, что в деловых отношениях возможны два основных типа ситуаций:
1) между участниками есть иерархические должностные отличия (руководитель – подчинённый, более высокопоставленное лицо – менее высокопоставленное лицо); эти отношения происходят обычно внутри одной страны, сообщества, корпорации;
2) стороны равны по статусу, - внутри одной страны, сообщества или корпорации; это могут быть руководители организаций или госорганов равного уровня, заместители руководителя организации равного уровня, начальники отделов, а в международных деловых отношениях руководители стран, корпораций, госорганов, организаций равного уровня.
На самом деле всё можно объяснить просто, но для начала запомним это разграничение. Далее, теперь ситуация усложняется тем, что в деловых отношениях есть не только формальные, должностные различия,
но и половые (мужчина - женщина)
а также возрастные (старший - младший)
Иными словами, основными типами ситуаций делового взаимодействия являются отношения:
- руководитель - подчинённый
- мужчина - женщина
- старший - младший.
Как быть с учётом этих отличий? Учитывать их или нет? Если учитывать, то как и когда?
Теперь мы подошли к важнейшей формулировке сути первого принципа:
1. Если между сторонами есть должностные различия (приоритет должностного положения), то они важнее, чем возрастные (между старшим и младшим) и половые (между мужчиной и женщиной), то есть приоритет у руководителя перед подчинённым независимо от пола и возраста. Этот подход называется принципом субординации или подчинения; он нам может нравиться или не нравиться, но иначе бы этикет не обеспечивал управления организацией.
2. Если же стороны равны в должностном измерении, то на первый план уже выступают:
А) возрастные различия, если они существенны (независимо от пола): например, общение пожилого мужчины и молодой женщины при отсутствии между ними должностного подчинения. В данном случае приоритет будет у пожилого мужчины. Конечно, если сам мужчина не хочет подчёркивания своего возраста, то этого не нужно делать (есть некоторый люфт для корректировки). Если отличия в возрасте есть, но они не существенны, то они также не учитываются. Однако, возможна ситуация, когда вместо существенного возрастного отличия может учитываться, и это происходит достаточно часто, его «аналог» – внутренний стаж в этой корпорации. В этом случае тот сотрудник, который формально по возрасту несущественно младше, но при этом больше времени проработал в организации, имеет приоритет перед тем, кто работает в организации меньший период времени.
Б) если нет должностных различий, существенных различий в возрасте или внутреннем стаже, то на первый план выходят половые различия. В обществе с традиционным классическим европейским этикетом, который преобладает на госслужбе в России – это приоритет женщины перед мужчиной. Конечно, в мире сейчас много разных тенденций, феминизм и т.п., но в нашей стране всё же преобладает классический деловой этикет.
Возможны ли ситуации, когда приоритет возрастного старшинства или женщины перед мужчиной вытесняет субординацию? В принципе ситуативно такие действия возможны как символичные (демонстрация важности пожилого человека в связи с возрастом и заслугами или женщины в связи с её заслугами или поводом вроде праздника 8 марта), но в любом случае эти действия исходят от вышестоящего лица, если он намерен это символически подчеркнуть, выразить уважение, дать сигнал остальным, но эта практика не может быть частой и постоянной, иначе она будет мешать управлению организацией.
Как эти приоритеты должности, возраста и пола реализуется в деловых отношениях от порядка приветствия до рассадки за столом или по автомобилям, мы рассмотрим позже, совсем скоро!
О себе:
Евдокимцев Дмитрий Владимирович, к. филос. н., доцент,
ИП в сфере проведения курсов по обучению населения и репетиторства
курсы философии, всемирной и отечественной истории, культурологии, религиоведения для взрослых в разных форматах для саморазвития
курсы для развития мышления детей
курсы подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию и истории, поступление в ведущие вузы Москвы.
Контакты:
+79652956817 в VhatsApp, Telegram, ВК